Талантливого и по-настоящему увлечённого человека заметят везде, где бы он ни оказался. Новая история проекта «Сиб.фм Group» «Земский доктор» - для тех, кто стремится в большие города, полагая, что только здесь можно добиться настоящего успеха. Наша героиня не побоялась отправиться в один из самых удалённых и обособленных районов Новосибирской области – Кыштовский, и своим примером доказала, что сельская глубинка – ни карьере, ни счастью не помеха.
В масштабах Новосибирской области один из самых северных её районов – Кыштовский – образно можно смело обозначить как «край географии». Расположенный на расстоянии 600 км от областного центра и в 158 км от ближайшей железнодорожной станции Чаны, Кыштовский район – край удивительной по красоте природы и богатой истории, настоящий рай для охотников и рыболовов. И, вместе с тем, это суровый край, обособленный тайгой и болотами. Кстати, именно здесь начинается знаменитое Васюганское болото. Для кого-то переезд в эти места сравним с крушением всех надежд.
А вот нынешний главный врач Кыштовской центральной районной больницы Елизавета Бородина посчитала, что это – отличный плацдарм для наработки опыта с ничуть не меньшими перспективами, чем любой городской район. Поэтому, когда в 2012 году в стране стартовала программа «Земский доктор», она стала одной из первых её участниц.
«На всю Новосибирскую область в том первом наборе нас было всего около 13 человек», – вспоминает медик.
Справка
«Земский доктор» (действует с 2012 г.) и «Земский фельдшер» (действует с 2015 г.) – федеральные программы поддержки медицинских работников, цель которых – преодолеть кадровый дефицит в больницах и ФАПах сёл и малых городов, повысить доступность медпомощи для жителей небольших и отдалённых населённых пунктов.
Переезжающие в село медицинские работники получают единовременную выплату на переезд, единовременную премию — в нашем регионе 1 – 1,5 млн рублей для врачей и 500 - 750 тысяч рублей для фельдшеров, – которую можно потратить на любые нужды, компенсацию за найм жилого помещения и другие меры поддержки. Взамен медицинский работник должен отработать по договору в течение 5 лет.
В настоящее время в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках, городах с населением до 50 тыс. человек по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» работают более 50 тысяч медицинских работников.
Помочь ликвидировать кадровый дефицит медиков призван и нацпроект «Здравоохранение», благодаря которому к 2024 году штат врачей и среднего медперсонала в поликлиниках составит не менее 95% от потребности, а к концу 2024 года в России станет почти на 10% больше врачей.
Если театр, как часто говорят, начинается с вешалки, то больница, наверное, – с ухоженности территории и внешнего вида сотрудников. В Кыштовской больнице чувствуется заботливая хозяйская рука. А нарядные брошки с медицинскими символами, вручённые женскому персоналу к недавно прошедшему Дню медика, придают белоснежной одежде врачей некоторую праздничность, а самим докторам – какую-то особую женственность. Это изящество – словно вызов распространённым мифам о сельской жизни.
«Папа сказал: никакой хирургии»
Стать врачом Елизавета Бородина мечтала с самого детства, хотя медиков среди родственников не было.
«Может быть, это связано с тем, что я росла болезненным ребёнком, – предполагает она. – Так или иначе, со слов родителей, я всегда занималась лечением крольчат и других животных, в детских играх всегда кого-то лечила. А когда время подошло выбирать профессию, других вариантов, кроме медицины, даже не рассматривала».
Однако удача улыбнулась ей не сразу: с первого раза поступить в медицинский вуз не получилось. Но девушка не сдалась.
«Целый год я работала лаборанткой в Новосибирском государственном медицинском университете на кафедре биологии, и после этого, со второй попытки поступила. Конечно, я была очень счастлива», – рассказывает Елизавета Александровна.
Хотя, вспоминает она, во время учёбы был период, который заставил родных не на шутку поволноваться:
«Я сравнительно рано, по институтским меркам, – после 3 курса – вышла замуж. Это середина пути обучения. Конечно, все переживали, что мне будет не до учёбы. Но мне стоило стольких усилий поступить в университет, что у меня ни на минуту даже мысли не возникало его бросить».
Доктор признаётся, что, хоть и окончила педиатрический факультет, но, как и многие студенты, сначала хотела быть хирургом.
«Но папа мне сказал: никакой хирургии, ты должна стать педиатром, это принесёт больше пользы семье, потому что будут дети. Кроме того, это более-менее спокойная профессия», – улыбается Елизавета.
Сочтя этот аргумент убедительным, она пошла работать педиатром. Затем, через некоторое время, получила ещё одну специальность – неонатолог. А уже потом, как она говорит, волею судьбы, когда возникла необходимость, прошла обучение по специальности «Организация здравоохранения», чтобы работать главным врачом.
Переехали в Кыштовку, чтобы устроить ребёнка в детский сад
Елизавета Бородина переехала с родителями в Новосибирск из Красноярского края, когда училась в 7 классе. Как и многие, она связывала свою будущую жизнь с большим городом. Признаётся, что даже представить себе не могла, что село может стать для неё родным и любимым домом.
Однако, когда в 2012 году появилась программа «Земский доктор», решение включиться в неё пришло спонтанно и быстро.
«К тому моменту мы уже воспитывали маленькую дочь, ей тогда было меньше двух лет. Получить место в детском саду в Новосибирске оказалось непросто, да и с жильём были сложности. И мы приняли решение поучаствовать в этой программе и переехать в Кыштовский район», – рассказывает Елизавета Александровна.
Выбор района не случаен. То, что он находится далеко от Новосибирска, было не принципиально. Главное, говорит наша героиня, здесь живёт много родственников со стороны мужа, поскольку сам он из этих мест:
«О Кыштовском районе я знала не понаслышке. Пока мы дружили с будущим супругом, я успела узнать об этих местах много, наша свадьба состоялась здесь. Имея на руках маленького ребёнка, страшно ехать совсем в неизвестность. А наличие бабушки рядом – настоящее спасение для молодой семьи».
Родители мужа, естественно, обрадовались приезду сына с семьёй. А вот родители Елизаветы, по её словам, были не очень воодушевлены данным мероприятием. Хотя теперь, замечает она, они смирились и даже считают, что здесь очень здорово.
Судьба словно вознаграждала молодого врача за смелость: карьера Елизаветы быстро шла в гору.
«Когда мы переехали, меня сразу же взяли на должность заведующей детским отделением. Проработала я там около полугода. За это время получила ещё одну специализацию – неонатолога, потому что в этом районе не было такого специалиста никогда. Потребность в нём была, но никто из местных педиатров, осваивать такую профессию не хотел. А я была не против, потому что во время учебы не влюбиться в эту профессию было невозможно», – рассказывает врач.
Закончив обучение, женщина сразу же стала параллельно работать в роддоме неонатологом.
«С нашим небольшим количеством родов это вполне реально. В Новосибирске такое совмещение профессий было бы, конечно, не по силам», – объясняет медик.
А ещё через полгода, когда освободилось место участкового педиатра, она пошла работать и туда.
«В силу того, что численность населения небольшая, это всё удавалось совмещать. Мне нравилось, что меня везде приглашают, на меня надеются – всё это добавляло уверенности в своих силах. Потом мне предложили, на период отпуска заведующей поликлиникой, занять её место. Я и на это тоже как-то спокойно согласилась. Ну, а потом, месяцев через восемь, мне глава администрации района предложил стать главным врачом больницы. А 21 сентября 2015 года меня уже официально назначили на эту должность», – рассказывает Елизавета Бородина о своём карьерном успехе.
Хотя, признаётся она, решение возглавить больницу не было для неё простым. Медик понимала, что административная работа будет занимать львиную долю времени, а она влюблена в свою профессию педиатра и неонатолога, и отказываться от любимого дела совсем было жалко.
«Для меня педиатрия, неонатология – это отдушина от работы главного врача, – говорит Елизавета Александровна. – Первое время на руководящей должности я иногда просто пряталась за этой деятельностью, потому что проблемы организатора здравоохранения мне порой казались непреодолимыми. А вот лечить, думалось мне, – это так просто!»
И всё же, по словам медика, она согласилась рискнуть, логично рассудив, что второй раз такое предложение ей вряд ли сделают.
«Мне было 29 лет, естественно, хотелось чего-то значительного – возглавить учреждение, причём, учреждение с такой непростой историей: с большой удалённостью от областного центра, дефицитом кадров, множеством сложных задач, – рассказывает врач. – Кроме того, нужно было воплощать изменения, которые в то время появились в законодательстве. Так как я была молода и азартна, мне было не страшно. Море по колено. И сейчас, с нынешней командой, я понимаю, что такой выбор сделала не зря».
О трудностях адаптации
Несмотря на быстрое решение о переезде и поддержку родственников, первое время, вспоминает Елизавета Александровна, было очень трудно.
«После переезда сюда, когда было уже понимание, что жизнь в селе наверняка надолго, временами возникала депрессия, апатия. В то время здесь ещё менялись главные врачи, всё было нестабильно, непонятно: переход из одной системы в другую – с муниципальной в государственную. Казалось, что меня здесь встретили настороженно. Я была для людей новой, и они для меня. Наверное, полгода мы привыкали друг к другу. Было тяжело. Я не могу сказать, что меня плохо встретили – нет, и общались, и помогали всегда. Может быть, это просто у меня было такое внутреннее ощущение. В течение первого года работы мне постоянно хотелось вернуться в Новосибирск. Потом какое-то успокоение настало, показалось, что и коллектив изменился. В итоге – пазл сложился, и всё наладилось», – рассказывает главврач.
Она добавляет, что, вероятно, люди так её «прощупывали» как доктора.
«Ведь врач — это как священник, которому нужно всё доверить, и человек хочет понять: можно ли тебе доверять», – добавляет она.
О программе «Земский доктор»
И как врач, отработавший по программе «Земский доктор», и теперь уже как руководитель медучреждения, Елизавета Бородина уверена, что программы поддержки сельских медиков дают свои результаты.
«Мы смотрели статистику, у нас порядка 15 врачей приехали именно по программе «Земский доктор». Многие остались. И я считаю, что им комфортно, прежде всего, работать в нашем учреждении. Быт они себе тоже обеспечили достаточно хороший, уютный, тем более, что у нас в районе предоставляют жильё, социальный пакет», – говорит она.
Как руководитель Елизавета Александровна старается сделать всё, что в её силах, чтобы врачи остались работать здесь. С гордостью замечает, что зарплаты медиков в Кыштовском районе – одни из самых высоких в области среди медучреждений такого уровня.
В этом году в больницу должна прийти ещё одна врач, в следующем ожидают ещё двоих.
«Я надеюсь, что по истечении пятилетнего периода они просто не будут представлять жизни без нас. Тем более, что это их малая родина. Городские учреждения нас, конечно, прельщают, пока мы учимся в вузе, –там другой статус, самоощущение. Но здесь ты – врач. Здесь другой формат общения с пациентом. Здесь к тебе до сих пор на «вы». До сих пор здесь ты – Человек с большой буквы», – на этих словах доктор не может сдержать чувств. Видно, что все эти кажущиеся высокими слова для неё – не пустой звук, а результат глубоких и искренних переживаний.
Об особенностях быта и работы в селе
Елизавета Александровна не скрывает, что не все проблемы ещё решены. В быту самая главная, считает она, – то, что район пока не газифицирован. А удалённость от областного центра осложняет задачи в работе.
«Нужно продумывать, как лучше увезти больного. Потому что наши пациенты часто затягивают с обращением к врачам, и ещё доставка их до Новосибирска занимает практически сутки. А ехать с тяжелобольным человеком в машине очень тяжело. Это героизм и для пациента, и для нас. Бывают сложности с логистикой, с доставкой лекарств, потому что мы не очень удобны поставщикам, которые, возможно, хотели бы с нами работать. Бывает бездорожье, бывает затруднена доставка из деревни в силу погодных условий. Но в сложности этих задач и есть прелесть работы. Ты помогаешь и иногда чувствуешь себя прямо героем, думаешь: вот это да! Кому-то ещё раз удалось спасти жизнь», – говорит главврач.
Никто никуда не торопится
Об отличии сельской жизни от городской наша героиня рассказывает с улыбкой:
«Меня всегда удивляло здесь, почему мы все заканчиваем работу в одно время? Парикмахерские, банки и так далее – мы все уходим домой в пять часов. Я порой думаю: а кто кого посещает в перерывах? Кто-то ведь должен сбежать с работы, чтобы куда-то попасть? Но врачам, конечно, «сбежать» никогда не удаётся: даже если ты это задумаешь, тебя обязательно кто-нибудь вернёт. Тот же пациент из парикмахерской или сама парикмахерша, которая в своё рабочее время хотела уйти именно к нам. Сегодня я к этому уже привыкла. Вот такая спокойная размеренная жизнь. Здесь никто никуда не торопится, все живут в своё удовольствие».
Закончив дела, Елизавета Александровна приглашает нас к себе домой. Большой уютный дом полон жизни. Во дворе заливаются приветственным лаем два дружелюбных хаски, в доме навстречу бросается маленький рыжий пёс, в клетке философски наблюдает за гостями попугай.
За чаем и вкуснейшим пирогом наша героиня рассказывает, что с помощью программы «Земский доктор» смогла купить квартиру в Новосибирске –когда-то предполагала, что через 5 лет вернётся в город. Но когда это срок прошёл, говорит она, никто в семье даже не вспомнил, что можно уезжать со спокойной душой.
«Такого желания не возникло до сих пор. То, что мы создали все вместе, огромной командой персонала нашей больницы, жалко оставить. Это уже второй дом, вторая жизнь. Поэтому пока – нет, возвращаться в Новосибирск не хочется. Иногда задумываешься: прошло уже 2 срока программы здесь. Ну – как срок? Это – жизнь. Мы ни о чём не жалеем. Нам здесь здорово!» – заключает на прощание Елизавета Бородина.
Материал подготовлен при поддержке АНО «ИРИ»