В этом году город, который многие называют спутником Новосибирска, отметил свое 301-летие.
«Бердск, благодаря не только своему выгодному положению на реке, но и людям, которые в нём жили, сумел стать крупным и красивым городом», – считает сотрудник Музея Новосибирска Константин ГОЛОДЯЕВ.
Родом из другого государства
– Константин, вы много занимались изучением истории Бердска. Как город получил своё название? Насколько мне известно, есть несколько версий и до сих пор исследователи не пришли к единому мнению.
– Сразу отвергну популярную версию о том, что места эти принадлежали сыну сибирского хана Кучума по имени Берди-Мурат, которому отец эти берега – «берду» – отдал. На самом деле правобережье Оби не контролировалось Кучумом и следов присутствия здесь царевича не найдено. То же и с версией происхождения названия от оружия русских стрельцов – бердыш. К приходу русских река уже имела своё название.
Историки больше склонны к версии, выдвинутой доктором исторических наук, профессором Алексеем Уманским, который считает, что название Бердь – это перевод с тюркского «огромная». Действительно, если идти с юга по правому берегу Оби, то эта река была самой большой водной преградой и вполне могла заслужить своё имя.
– Территория юга Томского округа (современной НСО) заселялась русскими уже с начала 17 века. Как говорят эксперты, это были беглые крестьяне, раскольники, старообрядцы, охотники за пушниной. Почему Бердск был основан позже многих городов в Сибири?
– Действительно, более чем за сто лет до Бердска, в 1604 году, был основан город Томск, в 1618 году заложен Кузнецк (современный Новокузнецк). Однако русское царство к последней трети XVII века, выйдя уже к Тихому океану, на юге Сибири не могло укрепиться и на сотню километров.
Хотя пыталось всеми силами это сделать: более чем 100 лет шла русско-телеутская война. До русских в этих местах жил народ под названием теленгеты. Русские называли их «белыми калмыками», или телеутами.
Военные стычки регулярно происходили на территории Южной Сибири весь XVII век. Во второй половине XVII века позиции русского царства, наконец, укрепились. В 1697 году, после того как последним ханом Теленгетского государства стал Шал, их кочевья стали смещаться всё дальше на Алтай.
Граница (межа) между Русским царством и Теленгутским улусом была обозначена уже чуть южнее будущего Новосибирска, по линии рек Бердь и Ирмень. Формально будущий Бердск был на территории другого государства. Русские стали беспрепятственно продвигаться по Оби на юг Сибири и строить военные укрепления. Это делалось для того, чтобы закрепить земли бывшего Теленгетского ханства за Россией.
Так в 1716 году на южном берегу Берди был заложен новый острог. С двух сторон крепость была защищена водными преградами: реками Обь и Бердь. С их высоких берегов хорошо просматривалась и долина Оби. С третьей стороны острог был закрыт густым лесом. Он стал первым русским укреплением, возникшим уже за «телеутской межой».
Казачья дорога
– Долгое время Бердск был посёлком и лишь в 1944 году получил статус города. Но в его истории был период, когда он вообще считался столицей губернии…
Однако новый город активно бойкотировали чиновники. Они не спешили перебираться из своих уютных гнёздышек в захолустье, а предпочитали оставаться с семьями в обжитых Барнауле, Бийске, Кузнецке, наведываясь в «центр» лишь по делам. И уже через месяц после смерти императрицы её преемник Павел I именным указом упразднил Колыванскую губернию. Ещё через год был упразднён и город Колывань, который стал «безуездным знатнейшим селением» Бердское.
– Как взаимодействовал Бердск с Ново-Николаевском, говорят, долгое время не было даже сухопутной дороги между соседними городами?
– В 1777 году через Бердский острог прошёл тракт из Барнаула, созданный для связки алтайских горных заводов с Московским трактом. Бердчан обязали взять на себя обязанности по его содержанию, ремонту и извозу.
Зато этот тракт превратил село Бердское в один из ключевых пунктов перевалки водного и гужевого транспорта. Он, называемый ещё «казачьей дорогой», вился по берегу Оби, доходил до пристани, а далее подводы-телеги грузились на паром, переплывали через Обь и далее выходили на Московский тракт.
По правому берегу Оби проезжего тракта от села Бердское на север до начала XX века не было. Даже после возникновения посёлка Ново-Николаевский первые десять лет попасть в него можно было той же переправой на левый берег, потом после Верх-Чёма дорогой на Бугры, снова на паром и обратно на правый берег, на улицу Трактовую (Большевистская). И только в 1904 году проложили на юг более короткую дорогу. В её проектировании принимал участие архитектор Андрей Крячков.
– Известно, что в 19 веке в Бердске произошло сильное землетрясение. Насколько сильно он тогда пострадал?
– Западно-Сибирская тектоническая плита отличается низким уровнем естественной сейсмичной активности. Но, как считают геологи, Бердск находится на напряжённом её участке. Есть даже такое понятие «Бердский региональный разлом». Здесь могут происходить небольшие землетрясения. Крупнейшее из них случилось 4 марта 1882 года. Эпицентр землетрясения магнитудой 5,7 находился немного севернее города Камень-на-Оби. По категории интенсивности его относят к довольно сильному.
Описание этого природного катаклизма сохранилось в «Каталоге землетрясений Российской империи», изданном в 1893 году. «В 6 ч. утра в сёлах Бердском и Каинове, в деревнях Мельтюше и Тальменках, Больших и Малых Чёмах и Огурцово вдруг раздался резкий подземный гул, послышались подземные раскаты, а затем началось сильное землетрясение, так что стены домов затрещали. Некоторые крестьяне говорили, что у них от сотрясения попадали иконы с божниц, несколько труб и печей было повреждено. Между Большими и Малыми Чёмами на реке лёд под зимовавшими на нём баржами раскололся, и баржи были частично затоплены».
Стоит ли опасаться аналогичных катастроф в наши дни? Этот вопрос лучше задать сейсмологам.
– В начале ХХ века чуть ли не самым крупным предприятием в Томской губернии считалась расположенная рядом с селом Бердским мельница купца Горохова, которого называют значимой фигурой для Бердска…
– Он сделал поселение индустриальным городом, построил большую мельницу, электростанцию. Это было очень крупное по тем временам предприятие. Мука фасовалась в специальные маркированные мешки, и её продавали не только в других городах Сибири и европейской части России, но и экспортировалали за границу. Кроме того, Горохов был меценатом: купец на свои средства построил школу, жилые дома для своих работников, библиотеку. По-моему, этот человек достоин памятника.