Часто можно услышать, как родители переживают по поводу того, что смотрит их ребенок. Детских ТВ-каналов все больше и различных мультиков тоже. Семейный психолог, психотерапевт Мария Семочкина объясняет, какие последствия могут быть у детей от чрезмерного просмотра мультфильмов и дает советы родителям.
Должны быть границы
Мария, расскажите, несет ли просмотр мультфильмов опасность для детской психики?
- На психику детей оказывает влияние и качество мультфильмов и их количество, их своевременность и продолжительность. Яркие быстро меняющиеся картинки, длительные насыщенные диалоги, эмоциональный шквал – это тот поток информации, с которым психика ребенка должна как - то справиться. Безусловно, если мультфильм является источником заполнения пространства ребенка без границ и рамок, то надо понимать, что в таком случае это хаотично располагающийся объемный информационный поток, в котором ребенок возьмет то, что будет более понятно и интерпретирует это внутри себя так как будет удобно на тот момент. Поэтому основной задачей родителя является грамотно и максимально безопасно организовать процесс просмотра мультфильмов.
Важно, чтобы изначально были определены границы, а именно:
- Определенный постоянный временной интервал для просмотра.
- Лучше смотреть мультфильм вместе, для того, чтобы ребенок мог задавать вопросы, а родитель мог видеть реакцию ребенка и вовремя прокомментировать любое происходящее событие.
- Смотреть только те мультфильмы, которые соответствуют возрасту ребенка, его индивидуальным потребностям и особенностям психологического состояния.
А какие мультфильмы категорически запрещены к просмотру?
- Исключить необходимо мультфильмы, не соответствующие возрасту ребенка.
Фильмы с запутанным, нелогичным, бессмысленным наполнением.
Чрезмерные и необоснованные сцены агрессии, эмоционального, физического насилия (даже в завуалированной форме) должны быть исключены.
Это только первое впечатление, что для ребенка мультфильм – это развлечение, для него это большая школа жизни, где он берет недостающие знания, учится различным моделям поведения и проявления себя, которые преломляя через свой собственный внутренний мир, в дальнейшем транслирует в социальных и личных взаимоотношениях.
Порой посмотрев мультфильм, ребенок находит для себя ответы на вопросы, которые до этого он не мог по каким – либо причинам задать близким взрослым или которые вообще были до этого момента внутри него только в форме ощущений и эмоций, и не находили нигде разрешения и понимания.
Поэтому лакмусовой бумажкой является сам родитель и те чувства и эмоции, которые возникают у него при просмотре любого мультипликационного фильма. Было бы хорошо, если бы родители сами просматривали их, определяя то «послевкусие», состояние, которое появляется по итогам и в процессе просмотра, прежде чем отдавать таковую возможность ребенку.
Взрослый выбор
Как родителям выбрать правильные мультики для своих детей?
В анонсах современных мультфильмов уже изначально отображается информация о рекомендованном возрасте. И это то, что важно читать и учитывать.
Вместе с тем, психика ребенка очень подвижна и то, что взрослому человеку является привычным, ребенок может воспринимать очень чувствительно, равно как и то, что один малыш будет воспринимать спокойно, у другого может вызвать массу противоречивых, будоражащих эмоций. Поэтому кроме общего возрастного цензора, важно учитывать и индивидуальные особенности ребенка. Его темперамент, характер, впечатлительность. Никто не знает ребенка лучше его родителей, поэтому даже если мультфильм подходит по возрастным критериям, но Вы знаете, что некоторые сцены или герои могут так впечатлить ребенка, что он будет плохо спать и возникнут тревоги, то, конечно, необходимо исключить этот фильм.
Есть ли среди советских мультфильмов такие, которые тоже лучше не смотреть?
Я не могу отвечать за все советские мультфильмы однозначно. Но и эта категория мультфильмов, если можно так обозначить, не является исключением. Здесь важно и нужно учитывать, понятны ли события для вашего ребенка, какой смысл несет этот мультфильм. На мой взгляд, многие советские мультфильмы как раз таки в большей степени требуют совместного просмотра и, проговаривания с ребенком действий, которые там происходят. Так как определенные формы поведения героев зачастую не обозначаются с точки зрения эмоций и чувств, которыми были продиктованы, а соответственно могут вызвать у ребенка внутреннее замешательство или искажения восприятия.
Повторюсь, что очень важно отслеживать, то что происходит с ребенком в процессе просмотра мультфильма, что его пугает, а что заставляет переживать и грустить, от чего возрастает в теле напряжение, а от каких фрагментов возникает смех и расслабление. Очень часто, что те герои, которые во взрослом состоянии не вызывают тревог и опасения, у маленького человека могут явиться проекцией его внутренних страхов и переживаний.
Совместный просмотр мультфильмов может дать очень много важной и ценой информации о внутреннем мире и эмоциональном состоянии, развитии ребенка.
Пересмотрел лишнее
А сколько времени в день можно уделять просмотру мультфильмов?
Опять таки нужно учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка.
Но, главное мультфильм должен появляется в жизни ребенка осознанно. То есть постепенно, небольшими порциями (начиная с 10 – 15 минут), в безопасном пространстве, с близкими людьми и возможностью в ту же секунду получить любые ответы на возникающие вопросы, с возможностью выразить переживания и эмоции, которые появляются с проживанием жизни героя.
Безусловно, лучше включить мультфильмы в жизнь ребенка, ближе к 3 – 4 годам, когда малыш будет способен задавать вопросы, проявлять интерес, понимать ваши комментарии.
Тогда мультфильм становится помощником в процессе научения, формирования эмоционального интеллекта, а не мельканием картинок, которые просто вводят ребенка в состояние транса, выход из которого может быть самым разнообразным, в том числе и выражаться истериками, необоснованной грустью, апатичным настроением, внезапной агрессией.
Важным остается последовательность и наличие границ. Хуже для ребенка, проявление необоснованных действий родителя. Сегодня можно час, а завтра – пятнадцать минут, послезавтра – два часа, потому что появились дела или пришли гости.
Лучше если это будет одно и то же время.
Важно помнить, что мультфильмы всегда можно заменить аудио сказками, детскими песнями, книжками. Всё зависит от того, какую привычку транслирует сам родитель и какую вторичную выгоду получает и родитель, и ребенок от просмотра мультфильмов.
За сколько времени до сна не рекомендуется их смотреть?
Самый оптимальный вариант, если просмотр мультфильмов приходит на первую половину дня.
У ребенка будет возможность прожить (проиграть) в течение дня всю полученную информацию. Осмыслить и возможно задать какие – то вопросы родителю. Переключить своё внимание и привести в состояние спокойствия и баланса нервную систему.
Одним из основных индикаторов является сон ребенка. Если, посмотрев мультфильм ребенок очень тревожно спит, значит где –то нарушился баланс. Либо ребенок смотрел слишком поздно, его психика не успела «переварить» полученную информацию, либо этой информации было слишком много и тогда мы говорим о том, что нарушения в длительности просмотра, либо качество получаемого материала имеет какие – либо искажения. Либо всё это в совокупности.
Что делать, если ребенок уже пересмотрел лишнее?
Здесь важно понимать, как выражается это в поведении, эмоциях ребенка. Что является показателем, того, что ребенок пересмотрел лишнее, а соответственно не может справиться с тем, что было получено. Что за информацию он получал, проще говоря, что он смотрел. Важно понаблюдать за ним, оценить, как он перенес эту чрезмерную нагрузку, хватает ли ему времени, чтобы выразить полученную информацию. Совместно найти способы справиться с возможным эмоциональным перевозбуждением, чтобы помочь ребенку вернуться в состояние спокойствия. Здесь в помощь проговаривание, ролевые игры, выражение эмоций с помощью любых проективных инструментов, будь то рисунок, пластилин, песок и т.п. Надо понимать причину того, что произошло, обязательно проговорить ситуацию с ребенком, чтобы внутри у него не было хаоса и непонимания и, конечно, не перекладывать ответственность на ребенка, не кричать, усугубляя и без того, вероятно, тревожное состояние.