Не киллер. Новосибирские криминалисты обхитрили убийцу-миллионера

Свой профессиональный праздник 19 октября отмечают «люди с чемоданчиками» – следователи-криминалисты. Без их участия не раскрывались бы самые громкие убийства и продолжали бы разгуливать на свободе маньяки, совершившие преступления много лет назад. В отделе криминалистики Следственного управления по Новосибирской области побывала журналистка «АиФ-Новосибирск». Сотрудники рассказали, в чём заключается их работа, показали содержимое загадочного чемодана и раскрыли новые детали убийства известного в городе бизнесмена.

   
   

Кто такой криминалист

У руководителя отдела, подполковника юстиции Олега Шемелева просторный кабинет: на стенах географические карты, на полках – толстые папки, там же красуются микроскоп и фотоаппарат «Зенит», на столе - винтажный телефон и книга Льва Шейнина «Записки следователя», обёрнутая красной лентой.

«Ещё в школе её прочитал, - объясняет Олег Александрович. - Удивился, как герой раскрыл преступление, совершённое много лет назад. Я вырос, сам стал следователем и захотел найти это издание, но не смог. В итоге мне его подарили».

Фото: АиФ

Во время разговора в кабинет залетает взволнованный мужчина и докладывает: «Там человек интересный». Оказывается, в этот момент кого-то опрашивают на полиграфе, и выясняются новые подробности в расследуемом деле.

«Мы занимаемся только тяжкими, особо тяжкими и резонансными преступлениями», - говорит руководитель после ухода сотрудника.

Сначала на место происшествия выезжают представители МВД: следователь территориального подразделения, оперативный работник, участковый и эксперт-криминалист. Если история рядовая, например, удар ножом после совместного застолья, ей занимаются территориальные следственные органы. Если похоже на заказное убийство или преступление совершено «в условиях неочевидности», в любое время дня и ночи направляется следователь-криминалист из управления. Он приезжает, чтобы возглавить следственную группу и дать указания её участникам. Именно он выполняет организаторские функции.

С собой у криминалиста сумка или чемодан с криминалистической техникой, которая помогает собрать доказательства «в полях», например, найти следы ног и пальцев рук, изъять оружие для экспертизы.

   
   

Что лежит в чемодане

Одно из помещений отдела оборудовано под полигон для обучения сотрудников. Экскурсию здесь проводит следователь-криминалист Роман Кривов, предварительно взявший с собой чёрный чемодан весом в несколько кило. В небольшой комнате стоит стол с чайником, бутылками из-под алкоголя и стаканами, тут же - электроплита, холодильник, телевизор. В кресле сидит манекен с ножом в груди, на кровати у окна лежит его «коллега» - без головы.

Фото: АиФ

На реальном месте происшествия оказывается не кукла, а человек. На вопрос, как удаётся сохранить хладнокровие при виде изуродованного трупа, следователь отвечает, что все морально готовы к этому ещё с курса судебной медицины, который проходили в институте. Хотя был, говорят, один специалист, который быстро забегал на место происшествия, фотографировал, затем описывал ситуацию по снимку, уже сидя в полицейском УАЗике. Он не мог долго находиться на месте происшествия, тем не менее, блестяще справлялся со своей работой и раскрывал убийства.

Криминалист расстёгивает чемодан со словами: «Здесь на полигоне мы можем обнаружить следы биологического происхождения – пятна крови. Для этого используем Микс-450 – мобильный источник криминалистического света. Иными словами – ультрафиолет». Чтобы увидеть, как светятся пятна, он надевает специальные очки и наводит прибор на кухонный стол. 

«Для поиска микрочастиц достаём увеличительные средства, для следов от ботинок - фонарь «Луч-1». Пригождаются и такие простые вещи, как губки для мытья посуды. Ими можно собрать следы микрочастиц для экспертизы. Помогает в этом и липкий ролик для одежды – им проводим по стульям, креслам, кроватям. Для сбора материала есть тест-полоски «Гемофан», как из парфюмерных магазинов», - рассказывает Роман Кривов.

Как раскрывали убийство

В кабинете старшего следователя-криминалиста Виталия Кота – идеальный порядок. За спиной мужчины стоит сейф с красной табличкой «Вещественные доказательства».

«Убийство носило характер заказного, потому что было совершено в утреннее время, в будний день, близ территории школы, - начинает он свой рассказ. - Киллеры часто выполняют свою работу в первой половине дня в людных местах. Кроме того, подозреваемый - обеспеченный человек, имеющий квартиры в Париже и земли в Нормандии. Деньги на исполнителя у него были».

Речь о резонансном уголовном деле, приговор по которому был вынесен весной этого года. Ранее, 27 января 2020 года, в снегу был обнаружен труп бизнесмена Олега Арчибасова с четырьмя огнестрельными ранениями.

Фото: АиФ

Криминалисты приехали во двор школы, где было совершено убийство, применили «магнитные грабли» и металлоискатель, нашли гильзы, застрявшие глубоко в сугробах, собрали другие «вещдоки».

Убитый был председателем жилищно-строительного кооператива «Залесский» и занимался долгостроем на ул. Залесского, 6. Непосредственно с его участием этот дом был сдан в эксплуатацию. Его бизнес-партнёр – ещё один предприниматель Анатолий Паровой вложил в «Залесский» крупную сумму денег и ждал от Арчибасова дивиденды.

«У них были договоренности, в основном устные, что при достройке дома человек получит квартиры и многомиллионную сумму денег. Недвижимость была распродана, люди заселились, Паровой стал требовать от Арчибасова долг, но ничего не получил», - обрисовывает ситуацию Виталий Кот.

Убийца, как в кино, всё тщательно продумал. Он создал себе надёжное искусственное алиби. Заранее сообщил семье, что улетает в другой город. Отдал другому человеку свой мобильный телефон, купил два билета на самолёт. Вместе с этим знакомым прошёл контроль, но никуда не уехал. Зато его сотовый, по которому можно отследить передвижения, попал на борт. Поначалу фокус удался: во время расследования создалось впечатление, что бизнесмена в городе нет.

«Он хорошо готовился, но опоздал с методами лет на 15 – не учёл развитие технологий», - отмечает криминалист.

Зацепкой стала дорогая машина, отъехавшая с парковки на ул. Мичурина. Она резко развернулась, нарушив правила дорожного движения, и на высокой скорости поехала в сторону Центрального рынка. Нарушение попало на регистратор трамвая. Чтобы отследить её передвижение, пришлось собрать видеоматериалы с камер на домах, личных автомобилей по городу, служебных машин.

Автомобиль привёл следователей в отель «Хилтон», где также были изъяты видеозаписи с камер, расположенных в холле, на ресепшене, в коридорах и лифтах. 

«На все записи у меня ушло несколько суток, - признаётся Виталий Кот. - Смотрел почти без перерывов, спал по четыре-пять часов. А перематывать нельзя – пропустишь важное. И в какой-то момент я, наконец, увидел водителя, который вышел из автомобиля, снял куртку, положил её на заднее сиденье, затем надел другую и пошёл в отель. Я стал отслеживать все его передвижения по зданию в течение трёх суток, пока он там жил».

Личность водителя установили – это был тот самый бизнесмен, который в те дни якобы не находился в городе. В номере, где он отдыхал, несмотря на то, что после него там проживали несколько человек, нашли следы его пальцев.

К тому моменту Паровой находился во Франции, уверенный, что ловко всех обманул. Неожиданно его «призвали» на родину правоохранительные органы. Мужчина был задержан в аэропорту.

«Он очень удивился и даже похвалил нас за работу», - вспоминает Виталий Кот. – Позднее дал признательные показания. Рассказал, что у него есть «схрон» в Бердске, годов с 90-х. Выдал нам боевой пистолет с патронами».

По словам криминалиста, отчасти предпринимателя подвела любовь к красивой жизни. Он поехал совершать преступление на своём BMW Х5, а мог взять каршеринговую машину, чтобы не привлекать внимание, или дойти пешком, ведь жил недалеко. Прятался бизнесмен не где-нибудь на съёмной квартире или в хостеле, а в известном дорогом отеле, напичканном камерами. 

Суд приговорил Парового к девяти годам и одному месяцу в колонии строгого режима. В сентябре была рассмотрена апелляционная жалоба бизнесмена, но приговор оставили без изменений.

Без современной криминалистической техники это убийство могло долго оставаться нераскрытым. Но расследованием всё-таки занимаются не девайсы, а живые люди, и их заслугу нельзя игнорировать.