Новосибирский коллекционер нашел уникальную открытку 1916 года

Новосибирский коллекционер Станислав Савченко обнаружил старинную почтовую карточку времен Первой мировой войны, отмеченную крайне редким почтовым знаком. О своей находке и связанных с ней исторических фактах он поделился с BFM-Новосибирск.

   
   

Зачастую антикварные и букинистические магазины получают старые открытки целыми собраниями. В данном случае было так же. Листая альбом, внимание привлекала только лицевая сторона открытки. «На ней изображены руины замка, ничего особенного. Она пролежала так какое-то время, пока я не обратил внимание на обратную сторону. Сразу стало ясно, что это за вещь. Подобные находки я считаю настоящими сокровищами», – пояснил Савченко.

Открытка была отправлена военным летчиком Ростиславом Политковским, служившим на самолете «Илья Муромец», его тете в Санкт-Петербург. Биография самого Политковского весьма интересна. Но прежде всего стоит рассказать об уникальности почтового штемпеля.

«В военное время, особенно в Первую мировую войну, почта для солдат была бесплатной. На их письмах и открытках ставился специальный штамп, – объясняет Савченко. – В отличие от Второй мировой, где указывался только номер полевой почты, в Первую мировую на синем штампе обязательно значилось подразделение, где служил отправитель. Сегодня коллекционеры активно разыскивают такие экземпляры. На этой открытке стоит штамп, ранее неизвестный. Он связан с военной авиацией, ключевым нововведением Первой мировой. Гениальный русский конструктор Игорь Сикорский создал первый в мире многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец». У каждой эскадрильи был свой почтовый штамп. Ранее был известен только штамп эскадрильи № 1. Я же обнаружил штамп «Илья Муромец. Эскадры воздушных кораблей № 4». Это уникальная находка, не представленная ни в одной коллекции».

Информацию об адресате, Марии Карловне Дараган, найти не удалось. Однако о самом Политковском сведения доступны. Ростислав Михайлович Политковский был вторым пилотом на самолете «Илья Муромец – ИМ- IV». После революции он участвовал в расследовании убийства царской семьи. После 1920 года эмигрировал, умер в Шотландии в 1958 году.

Открытка с уникальным штемпелем была продана московскому коллекционеру за 60 тысяч рублей.