Несмотря на то что Новосибирск стоит на одной из главных сибирских рек, нельзя сказать, что эта самая река активно используется в качестве транспортного коридора — грузового или пассажирского. Почему так получилось? И можно ли это исправить? Об этом рассказал начальник отдела взаимодействия с потребителями и профориентации СГУВТ (НГАВТ) Юрий Салыгин.
Моряки на суше
Сибирский государственный университет водного транспорта готовит не моряков, как принято думать, а тех людей, которые занимаются обеспечением водной инфраструктуры Новосибирска. Однако сегодня эта отрасль не развита в полном объёме, как считают специалисты.
«У нас есть такое направление, которое не всегда выговоришь с первого раза. Это „Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов“. Но если говорить про судоходство, особенно речное, то здесь, в Новосибирске, вакансий практически нет, к сожалению», — констатирует Юрий Салыгин.
Многие выпускники вуза вынуждены искать альтернативы в коммерческих структурах, либо же вместо речных судов строят воздушные и трудоустраиваются на Чкаловский завод. Однако новосибирские «моряки» при этом продолжают мечтать, что когда-нибудь ситуация в корне изменится. Юрий Салыгин даже видит варианты, как исправить ситуацию.
«Слабо развита водная инфраструктура»
Причиной тому, что в Новосибирске так слабо развита водная инфраструктура, стала, как ни странно, общая транспортная «развитость» города. У реки слишком много более доступных альтернатив и нет реального экономического запроса на развитие. Иными словами, грузовые и пассажирские перевозки по Оби в пределах города нерентабельны: всё, что можно доставить по воде, давно быстрее и дешевле возят по автомобильным и железным дорогам.
Есть, конечно, туризм — вроде знаменитой экскурсии «Шесть мостов». Но он пока не выходит за рамки речных трамвайчиков проекта «Москва». Плюс грузовые баржи-песковозы. На этом о речной схеме передвижения можно забыть.
Основные маршруты активного судоходства в Сибири проходят далеко от Новосибирска: на западе — от Омска вверх по Иртышу, на востоке — от Красноярска по Енисею. Там водный транспорт востребован для завоза грузов в труднодоступные северные районы. У Новосибирска такого потребителя нет. И вряд ли появится.
Не стоит выносить за скобки и обмеление реки, что ограничивает использование крупных судов. Даже при желании восстановить интенсивное движение потребуется значительная модернизация инфраструктуры — от портов до систем шлюзования.
Круизы по Обскому водохранилищу
По мнению Юрия Салыгина, развитие водного транспорта в Новосибирске возможно только в одном направлении — туристическом. Это могут быть круизы по Обскому водохранилищу, экскурсионные маршруты с заходом на шлюзы, тематические прогулки.
Да, Новосибирск остаётся крупным транспортным узлом, где речной транспорт тоже может найти свою нишу. Однако нишу это, по мнению эксперта, займёт туризм, а не в грузоперевозки. Именно так сложилось исторически, и менять ситуацию будет очень дорогостоящим мероприятием.