В проекте «13 историй про счастье» мы рассказываем об очень разных людях – знаменитых и простых, молодых и проживших целую жизнь. Идея проекта – показать, что счастье бывает разным, и у каждого оно свое. Что счастье – это не про будущее, не про когда-то там, а про здесь и сейчас. Мы рассказываем реальные истории, чтобы еще раз напомнить всем-всем-всем: счастье – это просто. Нужно только научиться его замечать…
Автор проекта – блогер и писатель Мария Точилина – сегодня знакомит нас с еще одной героиней и ее пониманием счастья. Это Антонина Зайкова – педагог коррекционной школы №53 города Новосибирска.
Та, что живет на радуге
Она – удивительная. Да, да, такая, которых одна на тысячу. Нет, даже на десятки тысяч такая, как Антонина Зайкова, дай Бог, встретится одна. Она коррекционный педагог, дефектолог, работает с особенными детьми и их родителями. И дело не в том, что это какая-то очень редкая профессия. Дело в том, что Антонина очень любит то, что делает, любит своих ребятишек (она именно так их и называет: «мои дети») и жизнь во всех ее проявлениях.
Я узнала о ней как об участнице Международного конкурса женских историй «РАЗРЕШИ СЕБЕ». «Я дефектолог» называлась история, которую Антонина Зайкова написала о себе и своей работе. Написала так, что среди тех, кто ее читал, равнодушных просто не осталось. Настоящесть, огромное сердце и безусловная любовь – вот как можно описать то, что читалось в каждой строчке и даже между строк ее письма. И там, в этой истории, было не про боль. Там было про счастье.
Конечно же, мне захотелось, чтобы об этой женщине и о том, что она делает, узнали как можно больше людей. Потому что когда знаешь, что есть такие люди, как Антонина, вера в добро становится сильнее. А еще – даже скептики начинают верить в чудо. Да, в чудо! А как еще можно назвать то, что происходит на уроках Антонины Зайковой? Ведь большинству ребятишек, с которыми она работает, врачи вынесли приговор: «Невозможно!».
А знаете, что такое урок в коррекционной школе?
– Урок, когда один ребенок все 40 минут бегает по классу, второй рвет бумажки и стучит себя по голове, третий все время смеется, четвертый плачет, пятый спит, потому как он под действием таблеток, а шестой лежит на полу – классика коррекционной школы, - рассказывает Антонина. - Здесь главное не нервничать. И если нужно, то призвать на помощь родителей. А если видишь, что справляешься сам, то уж справляйся. И приготовься к тому, что твои ученики будут учиться всему о-о-очень медленно. Ну о-о-очень. Но будут. И читать начнут, несмотря на страшные диагнозы, и считать, и говорить. И самое главное – общаться. Видеть и слышать других людей, взаимодействовать с ними. Пусть на очень несложном уровне, без философии и мучительных поисков себя и смысла жизни, но увидеть, что человек плачет или смеется, и разделить с ним его чувства – уж это они смогут. И это ли не главное в жизни? Сочувствие, сопереживание другому.
Сочувствие, сопереживание другому… А ведь это одна из важнейших человеческих ценностей, которой невозможно научить в теории. Об этом можно прочитать сотни книжек, но заставить себя это чувствовать – нет. Откуда же это берется? Может быть, это какая-то особенность души, которую не разглядишь ни в один рентген и не обнаружишь никакими анализами? Или это передается от сердца к сердцу?
- Когда я только начинала работать с больными детьми, к нам в школу принесли мальчика, - рассказывает Антонина. - Ему было уже 10 лет, но он не ходил, не сидел, не говорил. Он даже не держал голову. Педагоги передавали его с рук на руки и не знали, что делать. А что сделаешь, когда у ребенка нет половины черепа? Когда дошла очередь до меня, я тоже не знала, что делать. Я взяла его на руки и начала качать… И тихонько петь все известные мне детские песенки… Ребенок смотрел в потолок карими глазами и улыбался… В эти минуты он был моим мальчиком.
Чувствовать другого человека своим. И передавать ему чувство. Вот это – на уровне энергетики. И это как раз то, чему не научишь. И только счастливый человек способен на такое.
- Антонина, а что такое для Вас счастье? – спрашиваю я ее.
- Что такое счастье – вопрос и простой и одновременно сложный. Наверное, каждый человек его себе задает и отвечает по-своему. Мне кажется, когда ответ найден, тогда и осознаешь счастье. Для меня счастье - это когда есть что сказать миру, а миру есть, что тебе ответить. Получается такое взаимообратное действие, сообщение тебя и окружающего пространства. Я в последнее время очень полюбила приставку со-: со-трудничество, со-звучие, со-творчество. Вот в моей работе – одно сплошное СО. Ведь работа учителя и есть взаимообратное действие: мне всегда есть, что сказать детям, а им есть, что ответить. И не только я учу их чему-нибудь, но и они меня! Счастье – это когда ты знаешь точно, чего ты хочешь, и идешь к своей цели. Как по коридору жизни – идешь и открываешь нужные тебе двери. А если брать лексическое значение этого слова, то тут вообще все просто: Счастье – это когда ты часть чего-то. Близко слово «участие», кстати.
Ты – часть чего-то. Как все просто, правда? Как много людей ищут секрет счастья, а все просто: чтобы быть счастливым, нужно быть частью чего-то. Каждому из ищущих остается только понять – частью чего стать.
Она, Антонина Зайкова, стала частью необычного особенного мира. Мира, который далеко не все принимают, еще меньше – понимают, и совсем уж единицы – чувствуют. Она из тех самых единиц. И она очень влиятельная, влияющая часть: она меняет этот мир в лучшую сторону. Пусть понемножку, совсем по чуть-чуть, но меняет!
- Мой ученик позавчера начал читать, - рассказывает Зайкова. - У него синдром Дауна, умеренная умственная отсталость. Он очень плохо говорит. Ему 15 лет. Пять лет мы с ним учились читать. Сначала он совсем не запоминал буквы, потом не мог научиться сливать их в слог, и вот… настал тот день, когда это случилось!!! Счастье ли это? Безусловно! Для него, для меня, для его родителей, для его товарищей по классу, для других учителей, которые его учат. То, что ребенок с нормой развития (ох, не люблю это слово – «норма»!) сделал на 10 лет раньше, мой ученик сделал только сейчас. И в этой счастливой истории все принимали участие. Здесь все часть общего дела: и ребенок, и его родители, которые работают в тандеме с учителем. Больной ребенок очень медленно развивается, учится чему-либо. Он копит долго, кропотливо, месяцами, иногда годами учится простым на наш взгляд вещам. И кажется, что уже не научится, и не сможет, и не осилит, а он вдруг раз! И может. Вопреки прогнозам врачей, пессимистов, реалистов… Это и есть чудо. И счастье.
Про то, что понимают этот особенный мир и верят в чудо далеко не все, Антонина говорит очень спокойно:
- Знаете, я давно перестала реагировать на умозаключения из серии: «Зачем родился такой ребенок? Больной, что с него взять!». Это говорят люди не злые, нет. И не глупые. Они незнающие. Им просто не рассказали, что в мир никто просто так не заявляется. У каждого своя цель и предназначение. Как у Пастернака: «Мы все друг другу до смерти нужны, хоть не всегда полезность очевидна…». Больных детей нет. Есть нелюбимые дети. За которых не хотят бороться. И это правило не только коррекционной педагогики, это закон жизни. Из недолюбленных детей вырастают закомплексованные, не способные любить взрослые. И это очень грустно. И так быть не должно.
Я нередко слышу жалобы на недостаток энергии и сил от разных людей: устала, нет сил ни на что, нет энергии двигаться. И это даже от тех, у кого забот и ответственности поменьше, чем у педагога коррекционного класса. Откуда же в ней, такой маленькой и хрупкой, столько силы? Откуда она черпает энергию? Конечно, я спросила. И она ответила:
- А вот Вы верите в гороскопы? – спросила Антонина. - Я по гороскопу Водолей. Так вот однажды прочитала в одном гороскопе, что нет таких людей, которые не любили бы радугу: писатели о ней пишут, художники рисуют, музыканты о ней поют и сочиняют музыку. Но дальше всех пошли Водолеи – они на ней живут. Это про меня! А еще, сколько я себя помню, во мне всегда жила и живет внутренняя уверенность, что все будет хорошо, что все, «что ни делается – к лучшему», и «из любой ситуации есть выход». И только сейчас я поняла, что это и есть то самое, что называется – жить с Богом в душе.
Почему люди бывают несчастливы? – не смогла я удержаться от вопроса этой чудесной женщине.
- Наверное, потому что привязывают это слово к чему-то конкретному – вот, будет у меня то-то и то-то, вот тогда я и буду счастлив. А ведь счастье – не будущего времени, и не сослагательного наклонения. Оно здесь и сейчас.
Автор: Мария Точилина
Смотрите также:
- Карьера в Новосибирске: почему профессию нужно выбирать по душе? →
- Роковые 3 и 30 лет: психолог о возрастных кризисах →
- Профессия – не приговор. Как выбрать путь? →