Особенности местной рыбалки. Где ловить, и куда делась рыба?

В регионе рыбалкой увлечены тысячи сибиряков. © / pixabay.com

Летний сезон  рыбалки в самом разгаре. Новосибирская область богата водоёмами, где можно посидеть с удочкой. В реках, прудах и озёрах водится более 50 видов рыб: судак, сазан, щука, карась. Корреспондент Аиф-Нск выяснил, где встречаются язь, налим, плотва, окунь, форель, пелядь.

   
   

Где лучше клюёт?

Так, в начале лета жительница Новосибирска поймала гигантского сазана весом 11,2 кг. Но такой улов – редкость. «Несколько раз ездили рыбачить с другом и на ОбьГЭС, и в Мошковский район, – рассказал житель Новосибирска Дмитрий Малыгин. – Знакомые хвалили эти места, говорили, клёв там хороший. Но мы поймали только несколько небольших рыбёшек».

Знатоки уверяют: рыбные места в регионе есть и при умении правильно организовать рыбалку – выбрать нужное время, снасти и подходящую приманку, можно вернуться с богатым уловом.

В апреле новосибирец поймал сазана весом в 16 кг Фото: Из личного архива/ Александр Панченков

«Самые рыбные места в НСО – это озеро Чаны со всеми протоками и мелководными участками и верхняя зона Обского водохранилища», – рассказал в пресс-центре «Встречи на Вертковской» начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Верхнеобского территориального управления рыболовства Евгений Шевчук.

В сезон здесь можно увидеть десятки любителей посидеть на берегу с удочкой, невзирая на комаров и мошек. «Понятно, что за те деньги, которые я трачу на подготовку к рыбалке, можно купить не одно ведро рыбы. Но дело ведь не только в еде, – объясняет спиннингист- спортсмен Александр Егоров. – Рыбалка – это увлечение, которое затягивает. Как ребёнок, который коллекционирует фантики, начинаешь изучать и покупать разные виды удочек и приманок, узнаёшь кучу интересных историй, учишься любить и понимать природу, преодолевать трудности и бытовые неудобства».

Впрочем, герои анекдотов о рыбаках, которые ездят на озеро не за рыбой, в Новосибирске тоже встречаются. Они покоряют болотистое бездорожье на мощных джипах, фотографируются с дорогим спиннингом на фоне живописных пейзажей. И всё это для того, чтобы выложить в соцсети. «Один мой знакомый, человек небедный, выписал из-за границы удочку за 50 тыс. рублей, накупил разных приманок, ещё и моторную лодку в придачу, – вспоминает Александр Егоров. – Однако он всегда оставался без рыбы и к тому же нередко попадал в разные передряги – один раз его вызволяли из снежного плена, когда поехал рыбачить накануне метели, в другой – он умудрился пробить лодку и чуть не утонул на озере. В итоге он стал просто набирать побольше водки и ехал с друзьями отдыхать на рыбалку».

Смертельные сети

В 90-е всё рыбное богатство просто варварски выловили сетями кто сколько мог Фото: Пресс-служба МВД РФ

В советские годы НСО входила в число лидеров по товарному вылову рыбы. Тогда водоёмы региона были богаты рыбой. В лихие 90-е отрасль развалилась, и всё богатство просто варварски выловили сетями кто сколько мог. Несколько лет назад ситуация начала меняться: в 2011 году заработала ведомственная целевая программа – рыбоводам из бюджета стали выделять дотации, в водоёмы стали запускать тысячи мальков. «Сегодня многие бизнесмены устремились в сферу платной рыбалки, но сейчас не просто берут плату за улов, а заботятся о воспроизводстве», – говорит Евгений Шевчук.

   
   

Однако тех, кто занимается варварским ловом, сегодня немало. По данным регионального отдела государственного контро­ля, надзора и охраны водных биоресурсов, только в этом году в отношении браконьеров было возбуждено 60 уголовных дел.

«Я не раз натыкался на рыбалке на браконьерские сети, причём дешёвые китайские, которыми забиваются все протоки реки, – рассказал житель Новосибирска Виталий Кеслер. – Во время нереста рыбе просто перекрывают дорогу, и она, полная икры, попадает в эти ловушки и гибнет. Таким образом, она не может воспроизвести потомство».

От рук браконьеров погибает не только рыба, но и чайки. В начале июля десятки мёртвых птиц обнаружили на берегу Оби в районе посёлка Красный Яр волонтёры Новосибирского центра реабилитации хищных птиц. Пернатые погибли потому, что запутались в рыболовных сетях, а некоторые птицы, проглотив крючок, умирали долгой и мучительной смертью.

Кстати, употреблять речную рыбу многие сибиряки опасаются: боятся заразиться описторхозом – в регионе находится его природный очаг.

«Заболевание диагностируют зачастую только через несколько лет, а излечить хронический описторхоз непросто, – рассказал инфекционист-гепатолог Пётр Гладкий. – Личинки этого паразита попадаются, как правило, в белой рыбе семейства карповых (лещ, язь, елец, плотва и другие). Избавиться от них можно только при помощи тщательной термической обработки. Полное разрушение личинок в рыбе происходит через 15 минут при температуре 100 градусов. Кроме того, рыбу надо хорошо посолить».

Излечить хронический описторхоз непросто Фото: пресс-служба Россельхознадзора/ Пресс-служба

 

Отрасль разорили!

Профессиональный рыбак, капитан баркаса Фёдор Тельбух:

– Слава о наших рыбаках гремела не только в России. Хлопцы на всех конкурсах получали золотые медали, а Карасукский рыбзавод, на который мы и перевозили рыбу, даже наградили в Берлине. Мы отличились и на Олимпиаде в Москве в 1980 году – отправили спортсменам тогда целый вагон копчёной рыбы! К сожалению, те славные деньки давно прошли. 

Село Хорошее в НСО десятилетиями было рыбацкой деревней. Рыбачил ещё мой отец, по его стопам пошли я и мой сын – это семейная традиция для многих  жителей. С малолетства дети помогали нам, рвались порыбачить, а не сбежать в город. Раньше часто приезжали учёные, которые замеряли, взвешивали и отслеживали качество рыбы, отправляясь с нами на промысел. У нас стоял рыбзавод, катера, на которых, бывало, мы по два раза в день ходили на озеро. Тогда ловили много, но, на удивление, рыбы всё равно хватало всем с лихвой.

Позже наших ударников рыболовства даже притормаживать начали: ловить не более 3 тонн рыбы в день, а то машин «не хватает». Позже на рыбзаводе началась чехарда – постоянно менялось руководство, стали ограничивать ловлю, сократили число бригад. Стали неправильно зарыблять – рыба тысячами гибла в воде. Создаётся впечатление, что большим начальникам главное по бумажке выполнить приказ – запустить рыбу, а дальше плевать, выживет она, вырастет или нет. Некогда благополучная деревня рыбаков постепенно вымирает – техника продана, рыбаки сидят по домам, завод стоит, а молодёжь бежит, ведь работать негде. Сейчас дело доходит до абсурда: рыбаки, которые всю жизнь отдали озеру, считаются браконьерами. Сколько мощных заводов раньше стояло в округе, а теперь они в запустении! Что же происходит? Люди не понимают.

Рыбалка по-честному

Михаил Баяндин, рыбак-любитель:

–Среди сообщества рыбаков сегодня немало тех, кто занимается спортивной ловлей и категорически не приемлет запрещённые методы, когда используют браконьерские сети. Сегодня даже сформировался тренд рыбачить по-честному. Некоторые специализированные магазины, например, пишут объявление: мы не продаём сети, только спиннинг, удочки и катушки.

Среди новосибирцев немало тех, кому не безразлично, что будет с природными ресурсами после них. Весной волонтёры проводят экологические акции – устанавливают для рыбы искусственные нерестилища из еловых веток. Одна из таких акций прошла в начале мая на реке Оби. Нехитрые приспособления помогают многим видам лучше воспроизводить потомство. Хотя браконьерство, по-прежнему - главная проблема в рыбной ловле.

Осетра станет больше?

Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО Юрий МАРЧЕНКО:

– В регионе растёт число водоёмов, в которые выпускают мальков и молодь. Становится больше рыбы и рыбопромысловых участков.

Кроме того, в НСО сейчас действует программа воспроизводства сибирского осетра, с 1997 года занесённого в Красную книгу. Снижение численности этого вида произошло из-за браконьеров. Негативное воздействие оказало и строительство Новосибирской ГЭС. Сейчас места зимовки и нереста осетровых находятся под охраной. С 2012 года в реку Обь и Новосибирское водохранилище выпущено более 44 тыс. сеголеток (молоди), выращенных в инкубационном цехе Новосибирского рыбзавода. Планируется увеличить численность этого вида в области настолько, чтобы к 2025 году сибирского осетра можно было вывести из Красной книги.

Какой штраф?
За нарушение правил рыболовства предусмотрена административная ответственность. Это штрафы от 2 до 5 тыс. рублей. Кроме того, приходят и судебные иски. Например, за ловлю сибирского осетра грозит штраф десять тысяч рублей. За нельму – 1250. За сазана –250 рублей. За первое полугодие в НСО было возбуждено более 60 уголовных дел и более 2 тыс. административных. Эксперты уверяют: после ужесточения системы штрафов нарушителей стало меньше.