Борис Левитан, священник Собора во имя Александра Невского, не вписывается в образ стереотипного батюшки своим спортивным телосложением. Он имеет звание мастера спорта России, титул чемпиона и рекордсмена Новосибирской области по пауэрлифтингу, а молитвы у алтаря совмещает с тяжёлыми тренировками со штангой. Как он пришёл к Богу, не вредит ли спортзал его духовным устремлениям и принимает ли он допинг, отец Борис рассказал журналисту nsk.aif.ru.
«Батюшка, а вы сколько поднимаете?»
Ещё с начальной школы Борис Левитан пробовал себя в спортивной гимнастике, позже стал заниматься греко-римской борьбой и наконец пришёл в пауэрлифтинг. В юношеские годы он вёл обычную светскую жизнь спортсмена — православием заинтересовался только во время учёбы в вузе.
«Учился на госуправлении, на втором курсе покрестился. Был обычным среднестатистическим крещёным человеком, приходил на Пасху в храм. Потом появились какие-то события в жизни, смысл которых был не понятен для меня, в которых нужно было разобраться. И Господь ведомыми только Ему путями привёл меня к Себе. Второе высшее образование я получал уже в Новосибирской духовной семинарии», — рассказывает священник.
Сейчас отец Борис занимается спортом гораздо реже, чем в молодости. Сказывается насыщенный распорядок дня: подъём в шесть утра, утренняя и вечерняя служба, работа «до последнего посетителя». Но когда редкие свободные минуты наконец появляются, священник пользуется ими на полную, чтобы оставаться в форме. Для этого у него есть две мотивации — быть бодрым в своём служении и подавать прихожанам пример.
«Во-первых, вся моя жизнь прошла в спорте, поэтому любой перерыв в занятиях немедленно отражается на самочувствии. Ты становишься вялым, постоянно хочется посидеть и отдохнуть, нет бодрости, тонуса и, соответственно, ты не можешь на все сто выкладываться на своей службе. А когда тренируешься, у тебя уже другой потенциал и совсем другая отдача.
Во-вторых, правящим архиереем мне поручено духовно окормлять новосибирских спортсменов. Мы много общаемся, я приглашаю их в храм, сам прихожу к ним и на тренировки и на турниры. А спортсмены — люди любопытные и порой даже слегка ехидные. Когда они слышат, что на торжественном открытии турнира меня объявляют как мастера спорта, тут же спрашивают: «Батюшка, а сколько вы сейчас поднимаете?». Чтобы не сесть в лужу, приходится держать себя в форме. Время от времени даже какие-то ролики с тренировок выкладываю, чтобы был статус действующего спортсмена», — объясняет священник.
«Допинг — это богопротивно»
Отец Борис руководит спортивным отделом Новосибирской епархии под окормлением которого, на сегодняшний день, находится более пятнадцати федераций. Из духовенства в этом ему помогает священник, который отвечает за футбольное направление, и два диакона, один из которых также имеет звание мастера спорта. Вопреки стереотипам, объясняет батюшка, никаких догматических запретов на занятия спортом для священнослужителей не существует.
«Вопрос только в том, каким видом спорта занимается священник — тут, безусловно, определенные рамки есть. Допустим, если священник займется бодибилдингом, где нужно демонстрировать прелести своего тела или экстремальными дисциплинами, связанными с неоправданными рисками для жизни – это не одобрит никто. А если он в тренажерном зале держит себя в форме, лыжами занимается или лёгкой атлетикой — что в этом плохого может быть? Тем более, мы же пример показываем», — сказал Левитан.
Отдельно батюшка отметил, что аскетизм связан не только с духовными подвигами, но и с физической работой, изнуряющей плоть. А поскольку в наш век технологий запрос на физический труд возникает всё реже, тело слабеет, становится вялым и немощным — следовательно, каждому верующему необходимо его тренировать.
Для священников спорт полезен ещё и тем, что они проводят много времени в неподвижном положении. Как посчитал отец Борис, в среднем приходится стоять по десять часов день, творя молитвы и совершая службы.
«Когда мы приводим в храм спортсменов, многие из них, хотя и физически подготовленные, 40 минут не могут на одном месте выстоять, потому что это особая, статическая нагрузка. А у священников такая нагрузка становится постоянным спутником — поэтому изнашиваются суставы, набирается лишний вес. Но если ты свой образ жизни разбавляешь тренировками, то чувствуешь себя по-другому», — сказал он.
Допинг в любом его проявлении отец Борис решительно отвергает. Он выступает за чистый спорт — не только честный, но и безопасный для организма самого спортсмена.
«Когда ты начинаешь принимать стероиды, чтобы, например, мышцы себе накачать, это, на мой взгляд, можно приравнять к алкоголю, наркотикам, ко всему, что наносит вред здоровью — а это богопротивно. Единственное, что можно и нужно принимать — витаминный комплекс. А всё что касается других стимуляторов и препаратов, — однозначно нет», — заключил священник.
«Врачи в чёрных халатах»
Будучи спортсменом сам, отец Борис часто советует прихожанам заняться спортом, чтобы изменить жизнь. Он убедил немало новосибирцев взять себя в руки и отказаться от саморазрушения.
«Большинство людей, к сожалению, приходят к вере через какие-то скорби и сложности, жизненные испытания — у кого-то драма в семье, у кого-то потеря близких, кого-то с работы уволили, у других ничем не обоснованное отчаяние и уныние. Я каждый день разговариваю с такими людьми: мы как врачи, только в чёрных халатах. Главное — дать страждущим духовный совет, но когда это необходимо, совет может быть и мирским – например, заняться спортом, чтобы справиться с ленью», — рассказал священник.
Многие духовные мучения, уверен отец Борис, — прямое следствие лени. А тренировки — это верный способ обуздать праздность, одну из самых греховных страстей в православии, которая приводит человека к несчастьям и лишениям.
«Когда человек пребывает в праздности, он быстро к этому привыкает, а потом впадает в уныние, у него руки опускаются, и жизнь не складывается. И ты даёшь ему неожиданный совет: «Пойдите в спортзал, немного своё тело озадачьте, чтобы оно почувствовало боль, какое-то напряжение». И нередко это отлично помогает», — заключил батюшка.