Педали под колёсами: кто прав в «войне» велосипедистов и автолюбителей

Только за третью декаду мая в городе произошло больше 15 аварий с участием велосипедистов, в большинстве своём – несовершеннолетних. © / Игорь Харитонов / АиФ

Аварий на дорогах России стало существенно меньше, уверяют в Госавтоинспекции. Однако на общем фоне статистика происшествий с участием велосипедистов демонстрирует рост.

   
   

Бессмертные?

За первые три месяца 2019 года в стране число дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов увеличилось на 6,1% по сравнению с прошлым годом. Новосибирск, к сожалению, из этой картины не выбивается. Только за третью декаду мая в городе произошло больше 15 аварий с участием велосипедистов, в большинстве своём – несовершеннолетних.

Фото: "АиФ-Новосибирск"

«Постоянно хожу на работу по улице Немировича-Данченко, и возникает ощущение, что велосипедисты у нас – бессмертные, – сетует жительница Ленинского района Анастасия Верхова. – Не одевают защитных шлемов, правила вообще не соблюдают, гоняют посреди проезжей части или по тротуару, а должны ездить у обочины дороги. Кроме того, на пешеходных переходах и регулируемых светофорах велосипедист должен спешиться и перейти дорогу пешком, а рядом катить своего «железного коня». Но вот только никто из тех любителей экологического транспорта, которых я ежедневно вижу, такие правила не соблюдает. И больше всего пугает, что среди этих нарушителей в основном дети и подростки!»

В Железнодорожном районе Новосибирска под колёса автомобиля службы такси попал подросток. Он катался на велосипеде около одного из жилых домов, в то время как по дороге ехала машина. Водитель не заметил мальчика. В результате столкновения несовершеннолетний велогонщик получил перелом руки. Там же, в Железнодорожном районе, произошёл ещё один случай: школьник двигался на велосипеде по встречной полосе и угодил под колёса седана «Хендай Солярис». А в Ленинском районе «Сузуки Гранд Витара» наехала на десятилетнего велосипедиста, ехавшего по ходу движения. Ребёнок получил черепно-мозговую травму.

Кто прав?

Эти и подобные случаи разделили новосибирцев на два лагеря. Одни (преимущественно водители авто) бранят владельцев двухколёсного транспорта, другие же ругают автолюбителей за лихачество и несоблюдение ПДД.

«Я вожу машину уже 30 лет и зачастую выхожу из себя, встречая на проезжей части велосипедиста, – говорит новосибирец Дмитрий Норкин. – Для себя я даже составил их классификацию. Первый тип я называю «слепые». Эти ребята будто бы не видят сигналы светофора, знаки, разметку и пешеходные переходы. Они могут спокойно позволить себе проскочить на красный. Второй тип – «барахольщики»: они так навьючивают багажник огромными сумками, что те выступают за габариты на много больше, чем на положенное расстояние, – метр. Третий тип – «гонщики». Все их нарушения подставляют под удар нас, автолюбителей, ведь в случае ДТП, как правило, виноват водитель. А причина, по которой это произошло, не всегда принимается во внимание».

При этом в дорожных происшествиях, независимо от виноватой стороны, чаще всего страдают именно велосипедисты. Поэтому кому как не им надо быть максимально осторожными ради собственной же безопасности.

   
   

«Два года назад я купил велосипед, – делится житель Новосибирска Артём Рубанов. – Не просто ради увлечения, а как полноценное средство передвижения в летний период. В первый же день я столкнулся с проблемой нехватки велосипедных дорожек, в основном они в местах массового отдыха людей. И тут я встал перед выбором: либо ездить по проезжей части (что не по душе многим водителям авто), либо по тротуарам (вызывая гнев пешеходов). Оба варианта предполагают какой-то конфликт. В итоге, всё обдумав, я остановился на втором. Пришлось пожертвовать временем и удобством. От дома до работы я теперь добираюсь не час, как при движении по дороге, а полтора. Но так по крайней мере безопаснее».

Нужно соблюдать

Инспектор по пропаганде дорожного движения Госавтоинспекции Новосибирска Ирина Кетова:

– Перед началом движения водитель велосипеда обязан проверить его техсостояние. Если тормозная система или рулевое управление неисправно, садиться на такой велосипед нельзя. В тёмное время суток управлять велосипедом запрещено в том случае, если на нём отсутствуют световые приборы. Также желательно, чтобы светоотражающие элементы были и на одежде водителя.

Категорически запрещено держаться за руль одной рукой. Это возможно только в том случае, когда водитель подаёт другим участникам движения сигналы о своих намерениях – повороте или остановке.

По проезжей части могут двигаться велосипедисты старше 14 лет. До 7 лет разрешено ездить только по тротуарам или специализированным велодорожкам и только в сопровождении взрослых.

Что касается перевозки пассажиров на велосипеде, то она возможна только для детей до 7 лет.

Автобан – велосипедистам

Бич Германии – пробки на дорогах. Чтобы справиться с этой проблемой, на западе страны создаётся сеть скоростных велосипедных трасс. Автобаны для велосипедистов уже стали нормой в Нидерландах, Дании и Бельгии. Строительство таких скоростных велосипедных дорог началось там ещё в 1980-е годы. Оно помогло разгрузить автострады и сократить число заторов. Теперь с этих стран берут пример и другие государства.

Смотрите также: