В грядущем зимнем сезоне 2025–2026 годов Новосибирск может отказаться от пескосоляной смеси и современных противогололёдных материалов (включая «Бионорд») в пользу обычной технической соли. По словам городских чиновников, это должно снизить грязь и пыль на дорогах, а также сократить расходы. Однако есть серьёзные основания полагать, что подобная замена принесёт больше проблем, чем пользы, особенно если учесть климатические условия региона и опыт других крупных городов.
Соль против сибирских морозов: эффективна лишь до –10 °C
В пользу возвращения к соли обычно приводят два аргумента: дешёвая стоимость и способность растапливать лёд. Проблема в том, что это работает лишь до определённых температур. Хлорид натрия проявляет свои тающе-дорожные качества примерно до –10 °C, причём чем ближе к этим минусовым отметкам, тем слабее эффект. В Новосибирске же снег и холод стоят всю зиму; морозы зачастую опускаются ниже –20 °C. В такие периоды соль попросту перестаёт разъедать лёд и покрытие всё равно остаётся скользким.
Современные реагенты, в том числе «Бионорд», включают специальные компоненты для более глубокого разогрева наледи даже при сильном минусе. Они проходят сертификацию по ГОСТам, имеют более низкий (4-й) класс опасности и реже провоцируют массовые жалобы автомобилистов и коммунальных служб на неэффективность. Техническая соль же относится к 3 классу, то есть потенциально опаснее для городской среды и здоровья людей, о чём свидетельствуют многочисленные экологические исследования.
Петербургский опыт: меньше соли – меньше проблем
Санкт-Петербург прошёл «соляную фазу» ещё в 2015–2016 годах и столкнулся со значительным ростом жалоб. Жители и специалисты указывали, что соль при резких перепадах температур (с минуса на плюс) лишь превращает снежную массу в липкую кашу, которая быстро налипает на обувь, колёса автомобилей и нижние части кузова. Образуется агрессивный рассол, способный разъедать металл и асфальт, а птицы и животные страдают от ожогов лап.
В итоге власти Петербурга решили свести применение соли к минимуму. От регулярных солевых «посыпок» удалось избавиться, сделав упор на механическую уборку и более сбалансированные реагенты. Эта мера принесла очевидные результаты: меньше коррозии, меньше загрязнений почвы и меньше возмущений от горожан, которые прежде жаловались на обожжённую обувь и грязные тротуары.
Тюменский поворот: жители сказали «нет» галиту
В Тюмени, по свидетельству местных СМИ, на соль жаловались не менее активно. Горожан возмущала так называемая «каша» на дорогах и тротуарах — смесь талого снега, грязи и агрессивных солевых кристаллов. Пешеходы обращались к мэру Максиму Афанасьеву, указывая, что галит портит обувь, вызывает коррозию автомобилей и вызывает дискомфорт при ходьбе.
В 2024 году тюменские власти официально отказались от массового использования соли и перешли на более безопасные противогололёдные материалы, а также гранитную крошку. Соляное посыпание оставили лишь для экстремальных ситуаций. По словам директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Евгения Сорокина, от применения галита на пешеходных дорожках было решено отказаться вовсе. Опыт показал, что без постоянной солевой отсыпки улицы становятся чище, а экологии наносится гораздо меньший ущерб.
Чем опасна соль для города и природы
Специалисты выделяют сразу несколько причин, по которым соль может сильно навредить городскому хозяйству. Одно из главных свойств хлорида натрия — его коррозионная активность. Попадая на металл, он вызывает ускоренную ржавчину кузова авто, разрушает крепления, негативно влияет на подвеску. От этого страдают и уличные конструкции, особенно если концентрация соляной смеси в местах уборки слишком высокая. Пешеходы жалуются на испорченную обувь: белые разводы проникают в ткань и кожу, и часто вывести их полностью не получается.
Не меньше вреда достаётся самой инфраструктуре. Хлорид натрия, смешавшись с водой, уходит в микротрещины дорожного полотна. Агрессивный раствор постепенно «разъедает» асфальт, провоцируя появление выбоин и трещин. В долгосрочной перспективе растут затраты на ремонт, поскольку дорожное покрытие приходит в негодность быстрее.
Также соль легко накапливается в грунте, из-за чего зелёные насаждения теряют способность нормально развиваться. Высокая засолённость почвы негативно сказывается на корневой системе деревьев и кустарников, а некоторые виды растений могут вообще перестать приживаться в таких условиях. Для Сибири, где зима и без того достаточно сурова, этот фактор становится ещё опаснее.
Опыт не учли? Новосибирск готовится к эксперименту
Многие эксперты, ссылаясь на опыт Петербурга и Тюмени, указывают, что Новосибирск, если вернётся к массовому «засаливанию» дорог, может столкнуться с целым набором проблем. В городе со значительной продолжительностью морозных периодов соль перестанет работать при –10…–15 °C, а когда температура повышается – будет образовываться пресловутая «реагентная каша». В итоге под вопросом окажутся и обещанная экономия, и комфорт горожан.
Некоторые аналитики называют это решение «экспериментом» над жителями: вместо того чтобы извлечь уроки из чужих ошибок, власти, похоже, намерены проверить на практике, действительно ли соль сработает лучше «Бионорда» и аналогичных материалов. В то время как современные реагенты обладают специальными ингибиторами коррозии, более мягко влияют на обувь, резину и почву, техсоль не имеет дополнительных защитных добавок. Её 3 класс опасности более критичен, чем 4-й, характерный для многих обновлённых составов.
Есть ли альтернатива массовому «засаливанию»
На рынке давно присутствуют материалы, помогающие растапливать лёд при низких температурах без столь агрессивного воздействия на металл, асфальт и грунт. Кроме того, в ряде городов уже практикуют комплексный подход: усиленная механическая уборка снега, оперативное вывоз его на специальные полигоны, а также использование гранитной крошки, которая не даёт скользить колёсам и обуви, но не засоряет почву столь сильно, как соль.
Думать о «зимней грязи» или «весенней пыли» нужно в контексте того, сколько масштабных ремонтов дорог, озеленения, мойки транспорта и иных затрат потребует переход на агрессивную соль. Отдалённые эффекты, начиная от разъеденных деталей автомобилей и заканчивая увяданием деревьев, могут свести на нет первоначальную выгоду в закупке и логистике.
Стоит ли рисковать?
Отказ от более экологичных противогололёдных технологий и резкий поворот к соли может оказаться шагом назад для самого большого города Сибири. Техническая соль, конечно, знакома большинству жителей ещё с советских времён, но давно доказано, что она эффективна лишь в ограниченном «температурном коридоре», а при сильных морозах и оттепелях вызывает массу побочных проблем.
Истории Петербурга и Тюмени — яркие примеры того, как города начали системно уходить от «соляных» решений, ориентируясь на мнения экологов и жалобы жителей. И если Новосибирск действительно хочет улучшить ситуацию с чистотой улиц и сохранить благополучие горожан, ему, возможно, стоит присмотреться к альтернативам, прежде чем проводить «эксперименты» над собственными дорожными условиями и городской природой.