На вопросы читателей отвечает Владимир ЩУКИН, начальник управления образовательной политики министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Дадут ли родителям деньги? – Если подошла очередь в детский сад, а ребёнку не исполнилось 3 года, то его отодвинут в очереди? И не полагаются ли родителям компенсации, если ребёнок после 3-х лет не пошёл в детский сад? Егор Савельев, Октябрьский район – Детских садов, в которых есть ясельные группы, мало. Если вы стоите в очереди в детский сад, где такая группа есть, вас не «отодвинут», даже если ребёнку ещё нет 3-х лет. Кроме того, можно дополнительно встать в очередь в несколько (до 5) детсадов, которые находятся рядом с домом, чтобы выбрать то учреждение, в которое быстрее подойдёт очередь. Вопросы по денежным компенсациям поступают в министерство постоянно. Дело в том, что 5 лет назад был разработан законопроект к старому закону об образовании, в котором предлагались компенсации. Он не был принят. Поэтому таких компенсаций нет. Контракт на обучение спасёт образование? – В школах и больницах не хватает молодых кадров. Может быть, следует ввести практику отработки бесплатного образования? Ольга Круглова, Краснообск – Несколько лет назад в старом законе об образовании была предусмотрена целевая контрактная подготовка. По ней выпускник заключал договор с работодателем, ему оплачивали обучение, и после окончания вуза он должен был выйти на работу. Сейчас порядок целевого обучения и набора изменён. Студентов принимают на бюджетные места в вузы за счёт средств федерального бюджета, при этом будущий работодатель не платит за обучение. Если ученик проходит на это место, с ним заключают договор, в котором работодатель берёт на себя обязательства предоставить меры социальной поддержки. Например, платить дополнительную стипендию, оплачивать проезд к месту обучения, проживание. Но главное обязательство – предоставить рабочее место. Выпускник после окончания вуза должен отработать по договору не менее 3-х лет. При целевом наборе договор может заключить любая организация, государственная или частная. Кого не хватает в школах? – Какие программы в области есть для выпускников педагогических вузов, которые хотят уехать в село? Мария Брехина, Октябрьский район – Проблема кадрового дефицита на селе ощущается остро. Например, 35% выпускников педагогических вузов и колледжей идут работать по профессии в школы. НГПУ выпускает в год примерно 640 молодых учителей, ещё 300 получают дипломы в колледжах. Такое количество выпускников не покрывает потребности. Вакансий в школах на 1 июня заявлено 849, в прошлом году их было 814. Больше всего не хватает учителей иностранных языков, математики, русского языка, физики и начальных классов. С каждым годом увеличивается количество классов, растёт нагрузка на педагогов. Например, начальная ставка учителя 18 часов. Если в школу не приходит выпускник, то эти часы делятся между учителями. Нагрузка увеличивается порой до 36 часов в неделю на педагога. Она отражается на качестве образования, происходит эмоциональное выгорание учителя. Привлечь в сельскую местность молодых специалистов непросто, несмотря на то, что средняя зарплата в школах области сейчас 29 тысяч рублей. Для привлечения существуют меры поддержки выпускников. Выплачиваются подъёмные деньги тем, кто приехал на рабочее место по целевому контракту. Все приехавшие после вуза в сельскую местность учителя не платят за коммунальные услуги. Если они живут в своём доме, им выделяют дрова и уголь за счёт бюджета. Во многих муниципалитетах предоставляют работу с жильём – квартирой, домом или дают участок под индивидуальное строительство. Компенсируется первоначальный взнос по ипотеке, но не более 20% от стоимости жилья. Прийти на работу в школу может и выпускник без опыта, который закончил вуз несколько лет назад. Он может пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности через два года работы или на первую или высшую категорию независимо от времени работы. Кроме того, такой специалист уже не считается молодым и не имеет права на льготы. Смотрите также: Директор ФМШ: В отличие от обычной школы, у нас одаренный ребенок не значит первый! → Дефицит инженеров и рабочих → ...