Психолог из Новосибирска объяснила, как разговаривать с детьми о трагедиях

Трагедия в Подмосковье унесла жизни более сотни невинных людей. Собраться с мыслями взрослому человеку не всегда бывает просто, а детям – тем более. Новосибирский психолог и гештальт-терапевт Марина Ананьева в разговоре с АиФ-Новосибирск объяснила, как разговаривать с детьми трагедиях и терактах.

   
   

Почему с ребенком важно говорить о происходящих событиях

По словам психолога, не включать ребенка в происходящие новости – это не самая подходящая тактика, так как ребенок, включенный в социум (старшие группы детского сада, школы), об этом в любом случае узнает и будет задаваться вопросом: почему дома ему об этом не сказали? Тогда он может начать фантазировать разные ответы о трагедии со слов других детей.

Собеседница объяснила, что если какое-то тяжелое событие не обсуждается дома, то для него такие фразы, как «Тебе об этом знать не нужно» переходят в «Я не готов(-а) встречаться с твоими чувствами».

«Если ребенок напуган, подавлен, то он в такой ситуации не ощущает безопасным идти со своими вопросами и чувствами к родителям. И тогда, к сожалению, ребенок остается с этим в одиночестве», - считает Марина Ананьева.

Она также добавила, что у детей нет такого жизненного опыта, на который можно было бы опереться и справиться самостоятельно. Поэтому все представления о мире он может взять о заботящихся о нем взрослых. В связи с этим, по мнению специалиста, ребенку нужны взрослые, которые помогут обработать возникающие чувства относительно трагедии.

«Ему для этого нужны взрослые, которые как-то по-своему справляются с произошедшим. «Справляются» – это не значит, что застывают, замораживаются и делают вид, что чувств нет, а те, которые проживают возникающие чувства, но духом не разваливаются», - отмечает психолог.

Как говорить с ребенком?

Марина Ананьева объяснила, что с ребенком важно разговаривать о тяжелых ситуациях, чтобы ребенок не напугался еще больше, а также объяснить ему ограничения, которые возникли после трагедии. Ни в коем случае нельзя, чтобы ребенок, которому больше трех лет, не знал о происходящем.

   
   

Психолог утверждает, что в таких ситуациях нужно разговаривать честно, не пытаясь приукрасить или приуменьшить события.

«Это не значит говорить о трагедии хладнокровно и без эмоций. Это значит владеть собой и оставаться в реальности, какой неприятной она бы не была», - уточнила Марина Ананьева.

Также специалист считает, что можно рассказать ребенку о принимаемых взрослыми мерами или о том, что собираетесь сделать сами (помочь кому-то, перечислить деньги). Ребенок может и сам помочь пострадавшим (если ему больше 9-10 лет), например, написать кому-то слова поддержки.

Собеседница отметила, что когда в школах распространяются фото или видео с теракта в «Крокусе» (или любая другая трагедия), у ребенка необходимо уточнить, с какой целью он это смотрит, и зачем одноклассники показывают это друг другу.

«Детям нужно объяснить, что, например, следователь смотрит, чтобы получить информацию о месте происшествия, кто-то может искать своих знакомых или родственников. Нужно обсудить с ребенком болезненный интерес к сценам насилия и страха, так как это может нанести травму свидетеля», - заключила психолог Марина Ананьева.