Психотерапевт из Новосибирска объяснил, почему дети часто мучают котят

Татьяна Палкина / Сиб.фм

Накануне на Бугринском мосту в Новосибирске группа подростков заживо сняла кожу с двухмесячного котёнка. Животное спас таксист, который в тот момент проезжал мимо: детям мужчина дал подзатыльники, а котёнка отвез ветеринарам. Врач-психотерапевт европейского реестра, психоаналитик Игорь Лях рассказал nsk.aif.ru, в чём причина беспрецедентной детской жестокости к братьям нашим меньшим, случаев которой становится в городе всё больше, а также предложил, как бороться с этим явлением.

   
   

По словам психотерапевта, детей, которые мучают котят на камеры и запинывают собак до смерти, можно условно разделить на две группы. При этом первая из них по своей природе не садисты.

«С одной стороны, есть дети, у которых просто снижена эмпатия. Это часто коррелирует с отставаниями или задержками в психоэмоциональном развитии. Таким детям хочется эмоций, хочется как-то себя развлечь, и они совершают подобные вещи: заторможенность в развитии не позволяет им представить последствия своих действий. Этот тип детей, жестоко обращающихся с животными, достаточно распространен. На ютубе или в тиктоке можно увидеть десятки роликов, в которых ребята явно издеваются над животными, не представляя последствий: “не хотели убить котёнка, а просто тянули в разные стороны”. Кроме того, иногда ребёнок, отстающий в психическом развитии, не имеет иных способов привлечь к себе внимание, кроме проявления запредельной жестокости.

А есть и садистичные дети, которые уже столкнулись с насилием, испытали его над собой. С помощью издевательств над животными они компенсируют насилие, которое было произведено в отношении них. Они сами живут в атмосфере запугивания и воссоздают эту атмосферу в своём сверстниковом коллективе, в том числе и с целью самоутвеждения. И эта вторая группа потенциально более опасна, потому что она более склонна к буллингу», – объяснил специалист.

Как рассказал Игорь Лях, дети-садисты существовали и в Советском союзе, но благодаря отсутствию интернета и соцсетей они не могли привлекать фанатов и последователей, и соответственно их число не увеличивалось.

«Из опыта личной жизни и литературы тех времен мне известно, что дети, которые издевались над животными, действительно были, но это не носило массовый характер. Не было инструментов для объединения, такие как группы в социальных сетях, и эти ребята между собой не встречались, не переписывались», – сказал психотерапевт.

Специалист отметил, что создать работающий способ наказания для детей-садистов достаточно сложно, поскольку на телесное наказание или чтение нотаций они с большой вероятностью отреагируют противоположным образом: «Я таким способом привлек внимание, я круче, чем мои сверстники, я сделаю это снова».

   
   

«С моей точки зрения, надо создавать такие обстоятельства, чтобы они получали противоположную реакцию. То есть, если ребёнок захочет поиздеваться над кошкой, нужно сделать так, чтобы он выглядел не ужасным монстром в стиле Мэнсона, а казался смешным, нелепым или глупым. Случаи, когда это применяли на практике, уже были, и многие дети прекращали проявлять жестокость к животным после такого», – предложил Игорь Лях.

Тех детей, которые имеют задержки в развитии, наказывать нецелесообразно, добавил психотерапевт: часто они сами осознают последствия своих действий и огорчаются им. В случае же, если такой ребёнок не понял самостоятельно, почему, к примеру, нельзя дергать кошку за хвост, ему стоит это объяснить – к нотациям взрослых подобные дети, как правило, прислушиваются.