Пьяницы ушли в подполье: в Сибири растет число отравлений суррогатом

Пьют в Сибири много © / АиФ

Западная Сибирь заняла середину рейтинга алкоголизации регионов России, составленного экспертами проекта «Трезвая Россия».

   
   

Самым малопьющим сибирским регионом оказался Томск, а самым «запойным» – Алтай. Впрочем, специалисты усомнились в достоверности приведённых данных.

В Красноярске – очередная алкогольная трагедия. Четыре человека погибли, ещё восемь – в тяжёлом состоянии после отравления виски, которое они приобрели через Интернет. Полицейские, начав оперативно-розыскные мероприятия по факту трагедии, обнаружили целый склад смертельного «пойла» в одном из местных СТО. В 120 ящиках было 1440 бутылок контрафактных спиртных напитков, подделанных под различные марки.

Водку гонят из опилок

Авторы рейтинга учитывали объёмы продаж алкоголя, количество зарегистрированных алкоголиков, эффективность антиалкогольного законодательства на местах. Практически непьющие регионы по рейтингу – Чечня, Москва и Питер. На последнем месте – Еврейская автономная область, в хвосте – Восточная Сибирь и Дальний Восток практически в полном составе.

Объёмы продаж подакцизного алкоголя по всей России, в том числе и в печально прославившемся Красноярском крае, действительно, снижаются. Но при этом растёт число отравлений алкогольными суррогатами. Об этом говорила на круглом столе в Барнауле Ольга ПОЛЬГЕРТ, главный специалист управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности. Отсюда – алкогольные психозы. В Алтайском крае их – 35 случаев на 100 тыс. населения. В Новосибирске – 37.

«Практика показывает, что в регионах с низким уровнем алкоголизации, как правило, высок уровень наркомании. В Новосибирске, например, количество алкоголиков меньше, чем в среднем по России – 934 на 100 тыс. населения против 1239 на 100 тыс. Но количество наркоманов у нас выше среднего, – объясняет Равиль ТЕРКУЛОВ, главный нарколог Новосибирской области. – На Дальнем Востоке, где пьют больше всех, наркомании почти нет – своя «дурь» не растёт, возить – далеко. Поэтому не факт, что трезвый как стекло Северный Кавказ – оазис благоденствия».

   
   

Кроме того, в рейтинге учитывались только официальные данные – сколько алкоголиков стоит на учёте в наркодиспансере. «В Москве – высокоразвитая система оказания платной наркологической помощи. Столичные алкоголики предпочитают лечиться анонимно. Соответственно, в официальные базы данных не попадают, – продолжает Равиль Теркулов. – По этой же причине, к примеру, в посёлке Венгерово Новосибирской области официально зарегистрированных алкоголиков больше, чем в полуторамиллионном Новосибирске – в Венгерово один врач-нарколог и никаких частных клиник».

А наш притончик…

Однако, даже несмотря на лукавство рейтингов, пьют в Сибири много, и с этим нужно что-то делать.

С этим пора что-то делать... Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Сергей КРУПЕНЬКО, руководитель общественной организации «Трезвый  город», уверен, что руководители на местах недостаточно используют возможности федерального антиалкогольного законодательства: «Федеральный закон даёт право субъектам федерации и муниципальным образованиям ограничивать время и место продажи алкоголя вплоть до запрета его реализации в определённые дни и в неспециализированных магазинах. В Якутии этим законом воспользовались, выведя все вино-водочные торговые точки в отдельную сеть. То есть, купить бутылку водки или пива в одном супермаркете с продуктами там уже нельзя».

В Омской области в первом чтении приняли закон, по которому собираются запретить обустраивать торговые точки и учреждения общепита, продающие алкоголь в помещениях, выведенных из жилого фонда. В последнее время мини-кафе, в которых можно круглосуточно как угоститься за столиком, так и взять на вынос, появились чуть ли не в каждом доме.

Сергей Крупенько приводит опыт стран северной Европы – Норвегии, Швеции – где существуют «трезвые дни», то есть, к примеру, в субботу запрещена продажа алкоголя по всей стране. Но, главное, в этих странах нет акцизов на алкоголь. Таким образом, спиртное не является источником пополнения государственной казны. Поэтому, во-первых, нет коррупции на алкогольном рынке. А во-вторых, нет смысла производить контрафакт в обход акцизов.

Алкоголиков нужно ограничивать не только в правах на управление автомобилем, уверен Равиль Теркулов. Пора возвращать институт принудительного лечения. Сейчас никто не может заставить больного человека лечиться. А изолировать алкоголика от общества можно только после того, как он совершит тяжкое преступление и получит тюремный срок. Выйдя из мест заключения, он всё равно останется алкоголиком, так как лечение у нас – сугубо добровольное.

Кстати:

Положение регионов СФО в общероссийском рейтинге трезвости

Томская область – 18 место.

Новосибирская область – 23 место.

Кемеровская область – 28 место.

Омская область – 29 место.

Красноярский край – 30 место.

Алтай – 51 место.

Смотрите также: