Резные и призрачные: обзор водонапорных башен Новосибирска

Густаво Зырянов / АиФ

Новосибирске сохранилось несколько уникальных сооружений первой половины XX века. Среди них старинные водонапорные башни. Они уже давно не используются по назначению, но сохранены и признаны памятниками истории. Как они выглядят сейчас и в каких местах находятся, выясняла корреспондент «АиФ-Новосибирск».

   
   

Башни «Близнецы»

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

Около дома №8 по улице Движенцев стоят две водонапорные башни. Их ещё часто называют близнецами из-за схожести, хотя никакой схожести в них не наблюдается. При этом построены они были в разные годы. Об этом «АиФ-Новосибирск» рассказал научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев.

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

«Их создали для обслуживания паровозов, заправки их водой. Деревянная башня с нижнем каменным ярусом была построена в 1894 году. Уже полностью каменная появилось рядом в 1912-м при расширении станции Ново-Николаевск. Они выполняли свои функции вплоть до 1960-х годов, когда станцию полностью электрифицировали. После этого башни законсервировали. Обе являются памятниками архитектуры областного значения», - рассказывает краевед.

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

Константин Голодяев отмечает, что ещё одна красивая каменная башня размещена на другой стороне станции возле дома №1 по улице Кубановской. Её история до конца остаётся неизвестной. По словам эксперта, её, вероятно, построили в 1902 году ближе к территории комплекса воинского остановочного пункта и воинской железнодорожной площадки. Но в 1913 году сооружение разобрали и перенесли на другую сторону гужевого тоннеля на нынешнее место. Она тоже законсервирована и не работает уже много десятков лет.

Самая высокая башня

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

Большую известность имеет водонапорная башня на улице Ватутина, 29/1. Она даже стала топографической основой для целого микрорайона «Башня».

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

«Эта башня была построена на одной из самых высоких отметок Новосибирска в 1938–1939 гг. Её возвели для левобережной системы водоснабжения строящихся производственных мощностей. С введением новой НФС 8-этажная башня была выведена из эксплуатации. Одно время служила телестудией. Сейчас она наполнилась легендами и пробует использоваться как выставочное пространство», - рассказал краевед.

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

Башня на Ватутина признана памятником конструктивизма. Кстати, среди городских легенд есть и та, что рассказывает о призраке сантехника. 

   
   
Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

Рабочий якобы утонул в баке с водой, а когда жидкость слили, его тела так и не нашли. По легенде, его призрак заглядывает на этаж, где стоит злополучный бак. Приведение всегда носит при себе гаечный ключ.

Башня на Алтайской

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

Ещё одна водонапорная башня размещена на улице Коммунстроевской в Октябрьском районе. Она была возведена в 1916 году в связи с введением Алтайской железной дороги и станции Алтайская (ныне Новосибирск-Южный).

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

«Она полностью кирпичная, находится в некотором отдалении от железнодорожного полотна и достаточно быстро разрушается. С баланса ЖД сооружение выведено, передано муниципалитету. Её дальнейшее предназначение (выставочное, творческое или какое другое) пока не определено», - рассказал «АиФ-Новосибирск» Константин Голодяев.

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

У башни сохранились оригинальные деревянные рамы, но заметно, как верхняя часть высотки разрушается с годами.  В 2016 году башня получила статус объекта культурного наследия регионального значения.

Башня на Гоголя

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

Башня около дома №204г по улице Гоголя находится на территории бывших городских кирпичных заводов. По словам историка Константина Голодяева, построили здание в 1910-е годы для хранения воды. Жидкость использовали для изготовления кирпича.

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

Здание перестали эксплуатировать с 1960-х годов. Разве что в качестве объекта для рекламной вывески.

Башня у «Мебелькомбината»

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

Ещё одна башня находится рядом с остановкой «Мебелькомбинат» на улице Большевистской, но к водоснабжению никакого отношения не имеет.

Фото: АиФ/ Густаво Зырянов

«Это скорее опора, последний островок более чем 700-метровой транспортной галереи, связывавшей речной причал Мелькомбината №1 с самим предприятием. С барж, приходящих по реке Обь, разгружалось зерно, а затем турбонасосом по транспортёру переваливалось в элеватор Мелькомбината на другой стороне улицы Большевистской», - объяснил историк.

Он добавил, что переход над улицей разобрали в нулевые годы.

Пока все башни продолжают стоять без дела. Может быть, в будущем из них сделают какие-то интересные объекты и они заживут новой жизнью.