«Руль связало узлом». Сибиряки продолжат «кругосветку» после крушения судна

Станислав Берёзкин и Евгений Ковалевский © / Евгений Ковалевский / Предоставлено героем публикации

В 2021 году томич Евгений Ковалевский и новосибирец Станислав Берёзкин отправились на уникальном надувном судне в кругосветное путешествие «По пути русских кругосветных мореплавателей» (Russian Ocean Way). Меньше месяца назад судно мореплавателей потерпело крушение и было полностью разрушено в океане, однако путешественники нашли возможность продолжить кругосветное плавание. Подробности — в материале nsk.aif.ru.

   
   

По следам великих открывателей

В 2014 году уроженец Новосибирска Станислав Березкин подумал: «А что если пройти кругосветкой по пути русских мореплавателей — Коцебу, Беллинсгаузена, Крузенштерна?». Вдохновился сибиряк библиотекой одного новосибирского яхтсмена, в которой нашёл путевые заметки легендарных российских мореплавателей. Да и, как признался Станислав, это была его детская мечта — с 12 лет мальчик занимался парусным спортом.

Разрушенный тримаран путешественников. Фото: Предоставлено героем публикации/ Евгений Ковалевский

Знакомый Станислава, томский путешественник Евгений Ковалевский, поддержал его идею океанского путешествия — мол, полвека путешествовал в дикой природе, но замахнуться на такой проект — дорогого стоит.

К делу подключилась исполнительный директор Томского отделения Русского географического общества Юлия Калюжная, которая возглавила Береговой штаб. Для неё, доцента Томского госуниверситета и кандидата географических наук, эта экспедиция стала возможностью реализовать себя профессионально уже на мировом уровне. Юлия даже предложила  создать новую образовательную географическую программу для российских школьников — «Уроки из Океана».

Юлия Калюжная и Евгений Ковалевский. Фото: Предоставлено героем публикации/ Евгений Ковалевский

Исследовать мир решили на надувном судне. Экстремально? Конечно! Путешественники решили максимально приблизиться к условиям русских экспедицияй XIX века. Надувное судно — тримаран — создавали специально для плавания: три надувных баллона, металлический трубный каркас, мачта, набор парусов... На судне четыре спальных места, достаточная грузоподъёмность для перевозки экипажа, приборов, месячного запаса воды и продуктов.

«Никто в мире не ходит по океанам на надувных судах. Наша идея вызвала восхищение и уважение среди яхтсменов», — с гордостью рассказывает Евгений.

Путешественники направили свой проект в Фонд президентских грантов, обосновав его тем, что будут создавать положительный имидж России среди иностранцев по всей планете. Выигранные деньги на 20% закрыли бюджет экспедиции. Кроме того, помогли меценаты из Томска и Москвы.

   
   

Стартовала экспедиция 1 июля 2021 года...

Вахты, кражи и санкции

Жизнь в океане — сама по себе ежедневное испытание. Путешественники несут четырехчасовые вахты: нужно вести судно по курсу, следить за ветром и волнами, проверять давление в баллонах, осматривать судно на предмет поломок... Для двоих человек — изнурительная работа. Ежедневно в 8:00 по океанскому времени — связь с Береговым штабом. Если в течение дня Юлия не получает весточку от ребят, то спустя два дня организует спасательные мероприятия.

Раз в полгода руководитель Берегового штаба прилетает в ключевые точки маршрута. Юлия привозит атрибутику и необходимое оборудование, которое выходит из строя из-за коррозии. Также забирает артефакты, которые учёные приобретают для  музея экспедиции, записывает на диски видеоматериалы для создания фильмов. Соляной туман плохо влияет на съемочную технику, бывает, что она выходит из строя...

Прогноз погоды по спутниковому телефону ежедневно уточняет Елена Берёзкина — жена Станислава.

«Во время штиля и высадки на берег мы буквально валимся с ног и сутки спим — организм работает на износ. В океане холодно, спим в палатке, практически под открытым небом, во время шторма всё заливает солёной водой. Вахтенный сидит на ветру на палубе и замерзает, хотя на термометре +20 градусов. В Южной Америке при температуре в ноль градусов начинаешь просто вымерзать. И мы не просто идём вокруг света, а ещё и снимаем постоянно видео: на лбу закреплены экшн-камеры, обычные видеокамеры в руках...» — отметил Ковалевский.

Управление на тримаране ручное, без автопилота. Ночью ничего не видно, поэтому во время вахты приходится максимально концентрироваться, чтобы не сбиться с пути, не налететь на неожиданное препятствие, не пропустить шквал.

Станислав и Евгений по очереди дежурят за штурвалом. Фото: Предоставлено героем публикации/ Евгений Ковалевский

Внутри палатки находятся четыре спальных места, которые иногда заливает водой. Вдоль скатов палатки установлены пластиковые ящики, в которых хранится одежда и личные вещи. Ещё в четырёх ящиках на палубе лежат инструменты и продукты — лапша, рис, чай, кофе, сухое молоко, чеснок, лук, рыбные консервы. Пресная вода всегда в двойном запасе, примерно на десять дней — из расчёта три литра в день на человека. Готовят путешественники на маленькой газовой плитке прямо на палубе посреди океана.

«Даже варим в турке настоящий кофе. Хоть продукты и в упаковке, но лапша всё равно промокает. Остальные продукты хорошо держатся. Утром варим кашу рисовую на сухом молоке, в обедо-ужин чередуем лапшу или рис. В сильный ветер или шторм, когда готовить невозможно, мы просто пьем воду», — делится Ковалевский.

Туристов разочаровало то, что в некоторых странах процветает воровство. В Талькауано (Чили) у путешественников в первую же ночь украли мотор. Охранник с собаками видел, как на муниципальной закрытой территории местные жители просто сняли и унесли двигатель в неизвестном направлении, но никаких действий не предпринял.

В марте 2022 года, когда Россию начали обкладывать санкциями, абонентов отключили от американской спутниковой сети связи «Иридиум».

«Была ситуация, когда в течение трёх дней экипаж не выходил на связь по спутниковому телефону. Я уже собиралась бить тревогу, чувствуя, что происходит что-то странное, не знала, что российский аккаунт “Иридиума” заблокирован. Экипаж понял, что я могу начать спасательную операцию, направил судно к берегу, где заработала мобильная связь, по мобильному телефону дозвонились до меня», — вспоминает Юлия.

Также во время отключения российских платёжных систем путешественники остались в чужой стране без банковских карт.

«На своё имя я открыла карту в системе Union Pay, перевела на неё деньги спонсоров и отправилась к исследователям в Бразилию», — добавила Юлия.

100 тысяч в деле

За два года путешественники пообщались почти с 25 тысячами иностранцев — число определили по количеству бандан и календариков с символикой экспедиции, которые раздавали во время встреч и экскурсий на тримаран.

Встречи с иностранцами в пути. Фото: Предоставлено героем публикации/ Евгений Ковалевский

«Учитывая, что у каждого иностранца, с которым мы общались, есть семья, коллеги и друзья, число позитивно настроенных к России граждан зарубежья вырастает до 100 тысяч человек», — уточняет Евгений. К слову, Юлия Калюжная заранее готовит встречи через посольства России и отделы Россотрудничества.

Для общения в «кругосветке» достаточно знать русский, английский и испанский языки.

«Оказалось, что 98% людей, которых сибиряки встретили в путешествии, ничего не знают о географии, природе, культуре и традициях России и по нашей информации составляют мнение о современном российском государстве», — подчеркивает Евгений Ковалевский.

Отважная Пасока и кораблекрушение

В аргентинском городе Ушуайя к экипажу на три месяца присоединился 25-летний бразильский матрос русского происхождения Егор Публио Музилеев вместе с трёхлетней Пасокой — маленькой отважной собачкой породы чихуахуа.

Егор и Пасока. Фото: Предоставлено героем публикации/ Евгений Ковалевский

«Вот так мы и странствовали — три танкиста и собака. Егор нёс вахты, организовывал съёмку, делал ролики. Он принял участие в экспедиции, потому что хотел пройти Тихий океан», — отметил Ковалевский.

Пасока на борту судна вела себя как опытный морской волк — не позволяла себе суеты и громкого лая, не тряслась от страха, соблюдала распорядок дня: съедала свою порцию и ложилась спать вместе со всеми. Своим серьёзным отношением к путешествию питомец доставляла радость членам экипажа и поддерживала дух приключений.

Маленький отважный морской волк. Фото: Предоставлено героем публикации/ Евгений Ковалевский

Но впереди исследователей ожидало одно из самых страшных испытаний для мореплавателей — кораблекрушение.

Посреди Тихого океана, на пути от Талькауано до острова  Пасхи, путешественники столкнулись с двумя циклонами. От одного из них удалось спастись, но сокрушающий удар тримарану нанёс шторм, который в течение полутора суток хлестал судно сильным встречным ветром и трёхметровыми волнами. Поломка произошла в рулевом устройстве.

«Само рулевое устройство согнуло и буквально завязало узлом: перелом был в четырёх местах, крепление механизма разорвало. Если бы мы были ближе к берегу, мы смогли бы всё исправить. А на ходу это было нереально», — объяснил Станислав.

На остров Пасхи в этот момент прилетела руководитель Берегового штаба Юлия для реализации образовательной программы проекта. 16 марта 2023 года она получила сообщение от экипажа тримарана о том, что произошла авария, судно потеряло управление. Женщина подала сигнал SOS, связалась со спасательными службами и военно-морскими силами Чили.

«Момент спасения был очень напряженным. На третий день, во время эвакуации на греческом панамском судне Соунион, напряжение спало, я заперся в каюте, упал и проспал почти двое суток, иногда выходя поесть», — вспоминает Станислав.

Из всех приборов, что находились на борту в момент крушения, удалось спасти только съёмочную аппаратуру. Данные по радиации удалось сохранить, но безвозвратно потеряны результаты замеров окружающей среды, которые проводили для томских университетов. Но самое главное — все четверо членов экипажа выжили.

На момент публикации Егор и Пасока отдыхают от приключений — возможно, позже они снова присоединятся к сибирякам...

Привет из Новосибирска

Пока российских путешественников эвакуировали, Юлия искала способы продолжить экспедицию.

«Мы находились на борту спасательного корабля, прошло два дня. Мы пребывали в депрессии и шоке из-за потери судна. Вдруг звонит Юлия и взволнованно сообщает, что нашла шанс продолжить экспедицию», — вспоминает руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.

Начальник Берегового штаба нашла катамаран, на котором десять лет назад путешественник из Новосибирска Дмитрий Трубицын прошёл от Перу до Острова Пасхи. Судно он оставил в гараже у местного русскоязычного жителя Руслана, чтобы позже продолжить странствия, но так и не вернулся за ним.

«Мы трое суток разыскивали Дмитрия Трубицына. В итоге удалось с ним связаться. Сибиряк безвозмездно отдал нам надувной катамаран подобной конструкции, как и потерянный тримаран, чтобы мы могли продолжить экспедицию!» — поделился Ковалевский.

Проверка баллонов катамарана. Фото: Предоставлено героем публикации/ Евгений Ковалевский

По подсчётам экипажа, потеря тримарана сдвинула сроки завершения путешествия на два месяца. Экспедиция должна вернуться в Санкт-Петербург в июле 2024 года.

Сейчас исследователи проводят ревизию катамарана, чтобы определить сохранность конструкции и баллонов, а также возможность их модернизации; закупают новое оборудование, чтобы продолжить «кругосветку».

Баллоны исправны, осталось привести катамаран в порядок. Фото: Предоставлено героем публикации/ Евгений Ковалевский

После возвращения домой Станислав Берёзкин вместе с женой мечтает навестить родных и друзей. Кроме того, спортсмен проходит образовательные курсы, чтобы в будущем работать на чартерных судах.

Евгений Ковалевский вместе с Юлией Калюжной намерен заняться созданием Музея кругосветной экспедиции, подготовкой новой просветительской программы для молодежи Томска, Сибири и России. В основу новой программы будет положена данная кругосветная экспедиция.