Для знакомства с новой героиней проекта «Земский доктор» съёмочная группа «Сиб.фм» отправилась в Чулымский район Новосибирской области. Мы побывали в гостях у фельдшера, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом в селе Кокошино Лидии Герасимовой, которая уже несколько лет трудится здесь по программе «Земский фельдшер». За что сельчане полюбили своего доктора настолько, что в шутку обещают перекрыть дорогу, чтобы не отпустить её, если она соберётся уезжать – в нашей следующей истории.
Справка
«Земский доктор» (действует с 2012 г.) и «Земский фельдшер» (действует с 2015 г.) – программы поддержки медиков, готовых переехать в сельскую местность. Цель программ, как и в целом нацпроекта «Здравоохранение» – привлечь в сёла и малые города специалистов, способствовать ликвидации кадрового дефицита медицинских работников, повысить доступность медпомощи для жителей небольших населённых пунктов.
Переезжающие в село медицинские работники получают единовременную выплату на переезд, единовременную премию 1 млн рублей для врачей и 500 тысяч рублей для фельдшеров, которую можно потратить на любые нужды, компенсацию за найм жилого помещения и другие меры поддержки. Взамен медик обязан отработать по договору в течение 5 лет.
В сельских населенных пунктах, рабочих поселках, городах России с населением до 50 тыс. человек по программам «Земский доктор и «Земский фельдшер» в настоящее время работают более 50 тысяч медицинских работников.
Село с милым названием Кокошино интересно тем, что в нём начиналась узкоколейная железнодорожная ветка, связывавшая север Новосибирской области с Транссибом. Ответвление тянулось на 180 км до посёлка Пихтовка. Сейчас на северной окраине села параллельно железной дороге проходят федеральная автомагистраль «Байкал», нефте- и газопроводы.
Когда-то в Кокошино проживало около 1000 человек, сейчас, вместе с близлежащими посёлками – Красновкой и Суворинским – порядка 800.
Середина рабочего дня, улицы в это время довольно пустынны. Наш автомобиль останавливается у нового, аккуратного модульного здания ФАПа. Внутри, среди белоснежных стен, светло, чисто и тепло. На стене в кабинете доктора – грамоты и благодарности за отличную работу.
Пока оператор готовится к съёмке, молодая хозяйка «земского» медучреждения Лидия Герасимова проводит небольшую экскурсию. Прививочный, процедурный, смотровой кабинеты. В санузле замечаю душевую кабину. Стол для осмотра младенцев – с подогревом, компьютер, аппарат для снятия ЭКГ.
«Есть даже аппарат ИВЛ и дефибрилятор. Хотя, к счастью, в них пока не было потребности, – рассказывает фельдшер. – Есть глюкометры. Пациенты любят проверять кровь на сахар. Для этого им не надо ехать в райцентр, они могут сделать это здесь, на месте».
Благодаря национальному проекту «Здравоохранение» с 2019 года более 85,1 тыс. единиц медицинского оборудования поступило в поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты, диспансеры.
Невысокая, хрупкая на вид, эмоциональная молодая женщина увлечённо рассказывает о том, как она, уроженка Венгеровского района, приехала сюда в 2019 году сразу после окончания Куйбышевского медицинского техникума. С её лица не сходит улыбка, она вся – словно маленький генератор хорошего настроения и энергии, заряжающий собеседника позитивом.
«Медиком я решила стать ещё в детстве, потому что моя бабушка была фельдшером. Я её не знала, так как она рано умерла. Но мне много рассказывали о ней – и родственники, и знакомые. Все отзывались о ней с огромным уважением. Мне хотелось быть похожей на бабушку», – вспоминает Лидия Васильевна.
В программу «Земский фельдшер», говорит она, включилась не сразу. Сначала просто хотела испытать себя, проверить на прочность: «смогу ли я?». Собственно, в первую очередь, поэтому женщина и выбрала в качестве первого места работы сельский ФАП. И лишь отработав около месяца, подала документы на участие в программе.
Сейчас о своих первых месяцах работы молодой фельдшер вспоминает с улыбкой. А тогда, признаётся она, было очень тяжело. Медику предстояло доказать и людям, и, в первую очередь, себе, что она – настоящий профессионал, которому можно доверять.
«Пациенты приняли меня сначала немного настороженно. Первую неделю даже не приходили. Приду на работу с утра и думаю: никто не хочет ко мне идти, мне не доверяют, боятся, что я молодая, ничего не знаю. Расстраивалась из-за этого. А мои близкие говорят: «Не переживай, будут ходить». И правда: ближе к окончанию первого месяца работы уже всё наладилось. Так что, встретили хорошо», – рассказывает Лидия Герасимова.
Особенно сложно, вспоминает она, было первые несколько месяцев. Во-первых, потому, что одно дело – учёба, а другое – реальная жизнь.
«В селе часто бывают вызовы на кровотечения, травмы. И вот – или мы во время учёбы друг другу делали перевязки – тренировались, или здесь – всё по-настоящему: пациент живой, у него кровотечение, и ты не должен растеряться, потому что иногда время идёт на минуты, и надо что-то делать. Поначалу было немного страшно. Придёшь домой, кажется – всё, больше не могу, не хочу. А утром проснёшься – так хорошо от чувства, что ты помог, ты смог! И думаешь: нет, надо дальше продолжать».
А, во-вторых, в режиме, в котором трудятся сельские фельдшеры, выдержит не каждый. Такова специфика работы на селе: ты – один за всех. И за регистратуру, и за лаборанта, и за хирурга, и за терапевта, и за лора, и за травматолога, и за невролога.
«Я сама беру кровь на анализ, делаю ЭКГ. Даже роды порой принимать приходится», – говорит Лидия.
Много и «бумажной» работы, на которую уходит много времени. Нужно не только принять больного, но и внести запись в журнал, в компьютер, в карточку пациента.
Так что, рабочий день ненормированный и непредсказуемый. Может быть – 8 часов, а может – и все двенадцать. А то и больше. Потому что на вызовы приходится ездить и ночью.
«Вот на днях был вызов, – рассказывает фельдшер. – В час ночи я уехала, в полчетвёртого вернулась. Бывает, что спишь по 2-4 часа в сутки, бывает, вообще не спишь. Как-то уехала на вызов вечером, потом, только вернулась – и опять вызов, опять уехала в ночь, а в полдевятого утра ты уже должен быть на работе. В отпуск стараемся уезжать к родителям, потому что иначе, если людям плохо, они начнут звонить мне, вызывать, а я не смогу отказать в помощи».
«Экзамен на прочность» молодому специалисту довелось пройти по полной программе: к своей первой работе по специальности Лидия приступила в 2019 году, а в 2020-ом грянула пандемия ковида.
«Очень много пациентов здесь болели – и просто ковид был, и с пневмонией увозили. Я сама переболела, и иногда приходилось с температурой ездить по вызовам. Потому что людей много, а я одна. В период пандемии я дома не находилась практически совсем. Днём – в ФАПе, вечером – на вызовах. Осматривала человека, если необходимо, увозила в Чулым. Помощников не было. Но справились», – заключает доктор.
Хотя первые месяцы, говорит она, было настолько тяжело, что временами возникало желание бросить всё и уехать.
«Но каждый раз убеждала себя: нет, надо себя перебороть и посмотреть, хватит у меня сил или нет», – добавляет Лидия Герасимова.
Зато, по её словам, опыт работы в селе даёт медику очень многое, потому что, пожалуй, больше нигде не встретишься с таким количеством сложностей, как здесь.
Пока мы общаемся с доктором, в коридоре уже собирается несколько пациентов. Узнав, кто мы и зачем здесь, они по очереди делятся своими историями о том, как внимательно и с душой относится молодой фельдшер к их проблемам.
«У меня сын – инвалид, мне сложно ездить за лекарствами в райцентр, –рассказывает пожилая женщина. – Прошу Лидию Васильевну, она привозит».
До окончания работы по программе «Земский фельдшер» Лидии ещё больше года, но жители Кокошино уже переживают, хотят, чтобы их любимый доктор осталась здесь и дальше.
«Они мне говорили, что перекроют дорогу, не дадут уехать», – смеётся наша героиня.
Самое главное в профессии, считает она – быть человеком. Потому что для людей это очень важно. Им нужно общение, внимание и чуткость, и тогда пациенты тянутся к тебе, – говорит медик. А сама она, признаётся Лидия, испытывает глубокое удовлетворение и радость от того, что помогла человеку.
Доктор рассказывает, что к ней на приём приходят не только селяне, но и пациенты из города, которые приезжают сюда на дачу. Многие городские пациенты говорят, что здесь чувствуют больше внимания к себе. Поэтому специально идут на приём к ней, а не в городскую поликлинику, за которой закреплены.
Закончив приём в ФАПе, Лидия Герасимова отправляется на вызов к пациентке. Сегодня пешком, так как санитарный автомобиль недавно сломался. Доктор идёт привычным быстрым шагом: «Иначе не успеть всё».
Но вот и вызов завершён, Лидия приглашает нас к себе. Неподалеку от ФАПа её семье выделили дом – служебное жильё. Во дворе, дружелюбно приглашая к общению, нас встречает цепной пёс хаски.
«Его убить собирались, а мы выкупили», – обнимая любимца, рассказывает молодая женщина.
А в доме нам навстречу, давая понять, кто тут хозяин, ворча для порядка бросается мохнатый пекинес. Спустя некоторое время из-под стола с философски спокойным видом появляется серая кошка. Отозвавшись на нашу просьбу попозировать для фотосессии, она невозмутимо смотрит на неугомонного пекинеса: «И чего разворчался?» Видимо, устыдившись, пёс тоже меняет гнев на милость и благосклонно разрешает с собой поиграть.
«Семья – моя защита от профессионального выгорания, – говорит сельский доктор. – Совсем не думать о работе, конечно, не получается, ведь она всегда с тобой. Но хотя бы на какое-то время забота о близких отвлекает».
Семья Лидии – это муж и девятилетняя дочь. Муж работает водителем машины санитарной помощи, которая закреплена за ФАПом.
«С супругом проще – мы больше времени проводим вместе. А вот дочери меня не хватает. Иногда бывает, что мы с ней начнём чем-то вместе заниматься, а в это время поступает вызов, и я ухожу. Получается, что мы не поиграли, никуда не сходили. Поэтому уже стараюсь не обещать, – сокрушается Лидия. – Единственное – я всегда проверяю, как она справилась с домашним заданием, помогаю, если у неё что-то не получается».
Свободного времени, говорит доктор, бывает мало.
«Моё время зависит от людей. Если кому-то нужна твоя помощь, ты не можешь сказать: подождите, я сейчас откуда-то, допустим, из бани приду. По крайней мере, я так не могу. Если я что-то делаю, и поступает вызов, я всё оставляю и иду к пациенту. Поэтому свободного времени как такового для себя нет, оно – для людей», – рассказала наша героиня.
Отпуск, да и любую свободную минутку, она старается полностью посвятить семье.
«В отпуск мы всегда уезжаем, отдыхаем где-нибудь вместе. Если же выпадает свободное время дома, то дочь нас всех садит за настольные игры, которые очень любит. Я что-нибудь вкусное стараюсь приготовить, потому что хочется порадовать близких».
Лидия Герасимова довольна, что ей удалось выдержать экзамен на профессиональное становление, справиться с трудностями, не спасовать. По её мнению, у сельской жизни есть свои преимущества: природа, свежий воздух. А ещё – более размеренный ритм жизни и безопасность – можно спокойно ходить по улице, отпускать гулять ребёнка. Для семей с детьми это важно.
А программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» – хорошее подспорье, помогающее медикам решить финансовые проблемы. Особенно, считает она, это значимо для молодых, когда человек только начинает работать – можно внести взнос за ипотеку, а в деревне полученных денег может хватить и на покупку жилья.
«Мы на эти средства купили автомобиль. Потому что он нам необходим –ездим и к родителям, и по другим делам. И ещё хватит на часть первоначального взноса за ипотеку», – рассказывает Лидия.
Но, напоминает она, тем, кто планирует участвовать в этих программах, надо быть готовым к большим нагрузкам. За полученные 500 тысяч или миллион ты не будешь спокойно сидеть в кресле весь день и работать вразвалочку.
Далеко на будущее Лидия Герасимова не загадывает. Признаётся, что уезжать отсюда будет жалко – она привыкла и к работе, и к людям. Но у неё есть мечта – поступить на заочное отделение педиатрического факультета медицинского университета.
«Хочется повысить свой профессиональный уровень, к тому же, я очень люблю работать с детьми, – говорит она. – Да и дочь подрастает, она активна, ей уже не хватает тех возможностей для самореализации, которые есть в селе».
Впрочем, заключает сельский доктор, посмотрим, как получится.
Ну, а нам пора прощаться. Нас ждут новые истории.
Материал подготовлен при поддержке АНО «ИРИ»