Школьное побоище. В класс-как на войну?

Травмопункты переполнены - детей доставляют прямо из школ © / Фото Надежды Уваровой / АиФ

   
   

С началом учебного года очереди в детских травмопунктах увеличились в разы. Травмы дети получают непосредственно в стенах образовательных учреждений.

Дочка Елены Мироненко, жительницы Новосибирска, пошла во второй класс. Отправляя ребёнка в школу, Елена напутствует её одной фразой: «Держись подальше от Маши Волковой». В первом классе Маша Волкова уже покалечила двух своих одноклассников: сломала позвоночник девочке, ударив её палкой по спине. Как объяснила сама Маша, просто так – посмотреть, что будет. Мальчику, который на перемене попытался заигрывать с Машей, она ткнула ручкой в глаз. Зрение у ребёнка до сих пор не восстановилось. Родители одноклассников Маши Волковой обращались к учительнице с просьбой убрать Машу из их класса. Но педагог разводит руками: мол, сделать ничего нельзя.

Особенности воспитания

По одной, а иногда и больше, такой девочке или мальчику найдётся практически в каждом классе любой из школ. «В школах значительно увеличилось число ребятишек с нервно-психическими патологиями. Чиновники минздрава и минобразования не заинтересованы портить статистику и потому «в упор» не видят проблем в организации обучения особых детей в обычных школах. Учителям приходится мириться с такой ситуацией и работать с этими детьми до первой серьёзной трагедии», – объясняет Наталья ЩЕТИЛОВА, сопредседатель Новосибирского отделения Всероссийской общественной организации «В защиту детства».

Комментируя случай, приведённый в начале статьи, Наталья Щетилова полагает, что учительница всё-таки лукавит насчёт невозможности противостоять насилию: «В школе должны выяснить причины агрессивного поведения Маши и, в зависимости от причины, либо строго спросить с родителей, либо создать девочке условия, соответствующие её особым образовательным потребностям. Рекомендации прописывает городская медико-психолого-педагогическая комиссия по заявке школы и с согласия родителей».

«Недосмотрела»

Александр КОВАЛЕНИН, активист «Родительского всероссийского сопротивления», видит причину происходящего в убегании школы от воспитания: «Поведение ребёнка должно быть предметом внимания педагогического коллектива, что-то объясняющего и ребёнку, и его родителям. Но школа перекладывает это на чужие плечи – если не прямо полиции, то невесть кому и каким установкам подчинённых школьных психологов. Поддерживается идея, что учитель – не воспитатель, а только предметник. С другой стороны, и верные профессии педагоги часто оказываются лишены рычагов влияния на происходящее на уроке и на перемене. И всё же выход есть. Родителям нужно добиваться от директора школы создания предусмотренных законом управляющих советов, через которые родители способны влиять на любые порядки в школе».

Наша история закончилась «пшиком». Никто не стал разбираться ни в состоянии здоровья, ни в особенностях семейного воспитания Маши Волковой. Её родители себя виновными не признали, сказав, что во всём виновата учительница, которая «недосмотрела». И только личное благородство родителей «потерпевших» детей уберегло её от тюрьмы.

   
   

У учителей должно быть больше времени

Ольга КАРТУШИНА, адвокат Новосибирской коллегии адвокатов:

– В законе прописано, что в стенах школы педагогические работники несут ответственность за жизнь и здоровье детей. В моей практике был случай, когда старшеклассник по неосмотрительности причинил смертельное увечье младшему школьнику. Встал вопрос о возбуждении уголовного дела против учителя. Хотя коллеги и родители считали её невиновной – мальчик, несмотря на запрет, покинул помещение начальной школы и ушёл на другой этаж.

Основываясь на количестве обращений за юридической помощью, могу сказать: травматизма в школах стало больше. Одна из причин, на мой взгляд: педагогам некогда следить за детьми, потому что на переменах они вынуждены заполнять электронные дневники и прочие документы, введённые в качестве обязательных форм. Может, законодателям стоит поду­мать над тем, как избавить учителей от работы с гаджетами, чтобы они больше работали с детьми?

Смотрите также: