Волонтёры «Базы реабилитации животных» в Кольцово спасают бездомных собак и кошек, проводя сложные операции. Подопечных также стерилизуют и кастрируют, гуманно уменьшая численность брошенных питомцев. Всего этого могло не быть, если бы волонтёры не встретили 10 лет назад необычного пса без верхней челюсти Гуню. Почему он стал символом проекта и как ему живётся с таким увечьем - в материале «АиФ-Новосибирск».
Окровавленный щенок на станции
Щенка без верхней мордочки заметили жители Октябрьского района в феврале 2014 года. Он постоянно мелькал у железнодорожной станции «Инструментальный завод». О нём сообщили волонтёрам. Руководитель новосибирской региональной общественной организации «База реабилитации животных» Анастасия Батуева поймала малыша в ловушку и отвезла в клинику.
«У него тогда шла кровь, состояние было не очень хорошее. Челюсть заживала, но неправильно всё рубцевалось, начинало перекрывать дыхательные каналы. Он дышал с большим трудом и со свистом. Врачи осмотрели его и поставили диагнозы, взяли кровь, обследовали и прооперировали, убрав всё лишнее. Он смог нормально задышать, восстановился, и мы забрали его к нам на “Базу”», - рассказывает Анастасия.
На тот момент щенку было меньше года, он был подросток. Откуда у него появилось такое увечье – волонтёры не знают до сих пор. Сначала они думали, что это могла быть петарда, но тогда все края были бы рваные и было бы больше поражений.
«Нижняя челюсть у него была полностью целая – зубы и эмаль не пострадали. Может быть дело рук человека. Никто не может назвать причину, только он сам знает», - отмечает волонтёр.
Юного подопечного назвали необычным именем Гуинплен в честь главного героя романа Виктора Гюго. Внешне пёс напоминал собаку, которая смеётся. Такое впечатление создаётся из-за его оскала. Поэтому кличка быстро прижилась. Сокращённо питомца называют Гуней.
«Сначала очень боялся людей»
По словам руководителя «Базы реабилитации животных», Гуня первое время был очень пугливый и опасался всех людей. Анастасия думала, что он никогда не сможет привыкнуть к человеку. Но с годами он сильно изменился.
«Он стал более доверчивым даже к незнакомцам. Гости, которые приезжают к нам, могут даже его погладить. Он разрешает и может встать и лапами опереться кому-то на грудь. Главное, чтобы человек не делал жесты, которые собаки считывают, как угрозу. Уровень доверия к людям у Гуни очень вырос», - отмечает Анастасия.
Можно подумать, что у Гуни пересыхает язык, ведь челюсть всегда открытая, но это нет так. По словам собеседницы, пёс смог подстроится под свою болячку ещё будучи подростком. Он сворачивает язык в трубочку и прячет его внутрь. В какой-то момент у собаки возникла проблема с налётом, который перешёл в зубной камень.
«Благодаря нашим благотворителям эту проблему удалось решить. На пожертвование мы купили специальную установку для лечения зубов животным. Сейчас нашим подопечным мы можем предложить опцию чистки зубом. До пломб пока не дошло, но наши врачи могут удалять больные зубы. Животные также испытывают ужасную зубную боль, как и люди», - рассказывает Анастасия.
Отсутствие верхней челюсти не мешает Гуне питаться как здоровым собакам. Никакая посторонняя помощь ему не требуется. Он помогает себе передними лапами по очереди помещая пищу в рот. Также у пса сохранились по одному зубу с каждой стороны сверху. Это позволяет ему лакомиться сухим кормом. Питомец обожает чем-то похрустеть.
Также Гуня отлично ладит со всеми собаками. Он один из немногих обитателей «Базы», кто ни с кем не дерётся. Такой характер позволил ему свободно бегать по территории организации.
Долгое время у Гуни была спутница жизни по кличке Лора. К сожалению, два года назад она ушла на небеса, и пёс сильно горевал по ней. Но у него остались ещё два преданных друга – белая трёхлапая Белла и старший товарищ Мухтар.
Стал символом «Базы»
Благодаря Гуне проект «База реабилитация животных» развился до федеральных масштабов. За четыре месяца до поимки пса волонтёры приобрели в кредит половину земельного участка в Кольцово. На этом месте они хотели построить больницу для бездомных собак и кошек. Когда щенок без верхней челюсти был найден волонтёрами, многие люди стали присылать деньги на его реабилитацию.
«Его судьбой активно интересовались всем миром. Мне звонили из Америки, Рима, со всех концов света. Когда мы собрали достаточную сумму, то просили людей остановиться, ведь сбор был закрыт, но те продолжали. В итоге удалось накопить более миллиона рублей. Мы смогли закрыть кредит за участок на них и выкупить вторую половину. Оставалось ещё и на старт нашего проекта. Мы сразу знали, что это будет не приют, а именно больница. Проект в том виде, в каком он сейчас, без Гуни бы не состоялся», - уверена Анастасия.
Она добавила, что сейчас их команда выезжает в регионы, где нет пунктов льготной стерилизации и помогает местным волонтёрам и ветврачам их организовать. Совместно они проводят множество операций, которые помогают контролировать численность бездомных животных. Такой способ в разы гуманней расстрелов, которые до сих пор практикуют в разных частях страны.
«Сейчас у нас есть подшефные проекты в Камчатском крае и во Владикавказе. Через месяц мы отправимся в Калининград. Наша миссия обрела всероссийский масштаб, для нас это огромное достижение. Всё благодаря нашему Гуне!» - отмечает собеседница.
Гуня всё ещё может обрести дом
Анастасия отмечает, что за все эти почти 10 лет, что Гуня живёт на «Базе», никто не решился приютить его.
«Никто не захотел взять на себя такую большую ответственность. К нему ни разу не приходили знакомиться. Кто-то писал во «ВКонтакте», но дальше сообщений дело шло. Мы по умолчанию заботимся о всех, кто живёт у нас на территории, и привязываемся к ним. Но если найдётся хозяин, никто не будет препятствовать его счастью. Отнять у него шанс обрести дом мы не сможем», - отмечает руководитель проекта.
Вся команда «Базы» до последнего надеются, что, хотя бы к старости Гуня сможет встретить того самого человека и почувствует себя любимым питомцем.