Почему «бэби-боксы» не могут быть узаконены

Фото: Russian Look

В конце 2011 года в России пошла «мода» на «бэби-боксы». Новосибирские общественники громко заявили о необходимости подключения нашего города к данному проекту. Однако жизненные реалии и доводы специалистов  быстро охладили пыл сторонников «бэби-боксов». Скорее всего, в ближайшее время подобные приспособления в Новосибирске не появятся. Уполномоченный по правам ребенка при Губернаторе Новосибирской области Надежда АНИКЕЕВА объяснила корреспонденту «АиФ на Оби», почему.    
   

По словам Надежды Васильевны, предлагаемые проекты не могут быть закреплены на законодательном уровне по следующим основаниям:

  • Во-первых, «бэбибоксы» могут быть восприняты, как узаконенное уклонение от воспитания детей без всяких последствий и с социально-психологической точки зрения будут способствовать формированию в обществе социальной безответственности по отношению к рожденному ребенку.
  • Во-вторых, на маргинальную часть населения подействует призыв легко решать проблему рождения нежелательного ребенка, что более безопасно, чем аборт.
  • В-третьих, как следствие такого узаконенного оставления детей, увеличится количество брошенных детей, а на тех, кто решается на убийство новорожденного ребенка, это никак не повлияет.
  • В-четвертых, оставление ребенка в «бэбибоксах» очень удобно для тех, кто не желает платить алименты на содержание детей, что является прямым нарушением ст.38 Конституции Российской Федерации и ст.80 Семейного кодекса Российской Федерации.

 А вдруг – на органы?

Создание таких специализированных мест при общественных структурах, монастырях может привести к непредсказуемым последствиям, таким как торговля детьми и использование их в различных криминальных целях. Не случайно законодатель в статье 121 Семейного кодекса установил, что деятельность по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется исключительно органами опеки и попечительства. Деятельность других, кроме  органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц не допускается.

Реализация Концепции демографической политики Российской Федерации в Новосибирской области позволило повысить коэффициент рождаемости за последние пять лет на 5%. Число абортов уменьшилось на 25%. Не может быть состоятельной ссылка на большое количество таких преступлений, как убийство матерью новорожденного ребенка и оставление в опасности новорожденного. Количество данных преступлений сократилось в целом по стране на 35-40%, в Новосибирской области таких преступлений единицы за последние несколько лет.

Следует заметить, что законодательство в сфере защиты прав детей постоянно совершенствуется. Так, в 2009 году Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» был дополнен статьей 19.1, регулирующий порядок государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего его личность, в медицинской организации, в которой проходили роды или в которую обратилась мать после родов. Введение данной статьи обусловлено многочисленными случаями нарушения прав и законных интересов детей в связи с внесением в их свидетельства о рождении сведений о матерях, неподтвержденных документами. При последующем осуществлении розыскных мероприятий, выяснялось, что матерью были указаны вымышленные сведения о себе. Процесс поиска таких родителей неоправданно задерживает устройство ребенка в замещающую семью.

Оставление детей в лечебных учреждениях четко регламентировано действующими нормативно-правовыми актами. Приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2010 №23р утвержден «Акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего её личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую мать обратилась после родов». Административным регламентом Минобрнауки РФ утверждена форма

«Заявления о согласии на усыновление (удочерение) ребенка». Количество отказов от новорожденных, в том числе отказы от детей несовершеннолетними матерями в Новосибирской области неуклонно снижается. За 2010 год оставлено вдвое меньше детей (198). Это не случайность, а результат кропотливой работы по профилактике социального сиротства и отказов матерями от новорожденных детей. Ведь основными причинами, которые толкают матерей оставить своих детей, является плохое материальное положение, отсутствие жилья, поддержки со стороны биологического отца, негативное отношение родственников. В Новосибирской области беременным несовершеннолетним женщинам и молодым матерям с детьми раннего возраста предоставляется возможность временного проживания и реабилитации в государственном бюджетном учреждении Новосибирской области «Областной центр социальной помощи семье и детям «Радуга» (г.Новосибирск, ул.А.Невского, д. 39). Комплекс услуг молодым мамам из числа выпускниц детских домов и другим женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивают негосударственные социальные проекты «Материнская обитель Голубка» (МАКСОРА), Материнская обитель «Мать и дитя» (КАРИТАС), Центр социальной помощи семье и детям «Покров» (Православная церковь).    
   

Нам не нужны условия для безответственного родительства

Мировой опыт, там, где практикуется система создания специальных мест для оставления детей, свидетельствует о том, что даже в развитых странах, эти новации неоднозначны. Так, в Голландии «бэбибоксы» так и не появились. Ожесточенные дискуссии ведутся в Японии, где появилась только одна «Колыбель белого аиста» на острове Кумамото в больнице, находящейся под эгидой католической церкви. В Австрии такие пункты созданы в 6 городах, Бельгии -  один пункт, в Венгрии около 12 пунктов приемов в госпиталях, в Италии – около 8 пунктов. При этом в Великобритании оставление ребенка до двух лет является уголовно-наказуемым деянием, поэтому о «бэбибоксах» не может быть и речи. Нет их и в Швеции, но там существует целая система организаций помощи детям, матерям и семьям.

Следует также отметить неединичные случаи рассмотрения Европейским судом по правам человека жалоб о защите прав и свобод в связи с анонимным рождением детей.

- Моё личное глубокое убеждение, что идеальной является ситуация не тогда, когда созданы условия для безответственного родительства, а когда каждая женщина имеет возможность родить в условиях безопасных для неё и её ребенка, даже если она и будет настаивать на анонимности, -- резюмировала Надежда Аникеева.

Смотрите также: