Новосибирск, 15 мая, АиФ – Новосибирск - Огонь, знаменующий милость Божию к людям, каждый год сходит в иерусалимском храме. Этого события с замиранием сердца ждут все христиане, потому что если чуда не произойдет, значит, этому миру осталось недолго существовать.
Вокруг этого чуда не утихают споры: скептики утверждают, что православные «что-то мудрят» для того, чтобы вынести якобы божественный огонь из Кувуклии, атеисты приезжают в Иерусалим, желая понять, в чем подвох и можно ли дальше жить так же, как раньше. А верующие умываются огнем и верят, что получили Божие благословение на еще один год жизни.
Испытание огнем
— Это не увеселительная прогулка, а паломничество по местам, где страдал за наши грехи Христос. Священники и паломники участвуют в богослужениях на Святой земле, в великий четверг приходят в Гефсиманский сад — место Моления о чаше, а в Великую пятницу каждый паломник берет символический крест и поднимается на Голгофу — к месту, где две тысячи лет назад был распят Бог. Время Страстной недели — самое строгое время Великого поста, почти все время мы проводим в молитве. Пища скудная, если не сказать аскетическая: только вода и просфоры — больше себе ничего нельзя позволить. В эти дни в Иерусалиме огромное количество паломников, приходится протискиваться сквозь толпу, запрудившую улицы древнего города. Для того чтобы своими глазами видеть сошествие огня, нужно прийти в храм Гроба Господня почти за сутки до этого события. И уже не выходить из него — потому что зайти обратно точно не получится! Люди находятся в невообразимой тесноте, даже сесть не всегда есть возможность, но все терпеливо ждут — хотят быть свидетелями чуда.
Nsk.aif.ru: Как выглядит огонь?
В.Б.: Все по-разному видят, как сходит Благодатное пламя. Некоторые видят сполохи, мерцание, некоторые наблюдают, как огненные шары скатываются на толпу молящихся с купола храма. Каждому дается по вере. Один прихожанин говорил мне, что в момент сошествия огня видел, как на головы всех присутствовавших — русских паломников, арабов, греков, представителей армянской церкви, полицейских — пролился молочно-белый свет. Благодать Божия была на всех.
Так же, по вере, люди умываются огнем. Например, отец Александр Новопашин, держа в каждой руке по горящему пучку из 33 свечей, несколько раз провел огнем по лицу. У него довольно густая борода, от такого пламени она должна была вспыхнуть, но не загорелась, и на лице не было никаких, даже самых легких ожогов. Видеоматериал, отснятый в той поездке, поразил нас. Когда его просматривали покадрово, то увидели, что в потоке огня, обнимающего лицо отца Александра, ясно выделяется крест с распятым на нем Спасителем. Пламя сложилось таким образом, что можно было даже разглядеть выражение лица Христа!
nsk.aif.ru: Представители других религий не пытаются оспорить право получения Благодатного огня?
В.Б.: Пытались лишь однажды. Все та же армянская церковь, которая ревностно относится к иерусалимской православной церкви. Во времена Блистательной Порты армяне пытались подкупить турецкое правительство. Зная и принимая чудо сошествия огня, они верили, что смогут получить его сами, без молитв православного патриарха. Турки согласились, армянская община зашла в храм и закрыла за собой двери. Армянский патриарх молился, но огонь так и не сошел…
Перед входом в храм — шесть византийских мраморных колонн. Одна из них, вторая слева, рассечена огромной оплавленной трещиной. В тот год, когда армяне закрылись в храме, перед этой колонной молились и плакали о том, что не могут войти внутрь, православные христиане во главе со своим патриархом. Колонна лопнула, из трещины вышел Благодатный огонь, от которого верующие зажгли свечи. Вокруг этого чуда поднялся такой шум, что турецкие власти опасались массовых беспорядков. Армяне были наказаны: было издано распоряжение, что никто не имеет права преграждать православным путь ко Гробу Господню.
О знамениях
nsk.aif.ru: Есть много скептиков, не верящих в то, что сошествие Благодатного огня — это чудо…
В.Б.: Когда патриарх Иерусалимский заходит в Кувуклию (часовню над пещерой, где был погребен Спаситель), он разоблачается, и его осматривают, чтобы он не пронес с собой никаких зажигательных веществ — разрешены только незажженные свечи и лампада. С патриархом в Кувуклию заходит священник армянской церкви — он наблюдает за тем, чтобы не было никакого обмана.
А насчет сомнений… Они есть и у верующих людей. Я считаю, что это хорошо — Господь не дал нам математического доказательства своего бытия. Однажды к владыке Сергию пришел человек и сказал, что больше не верит в чудо Благодатного огня. Он поехал в Страстную неделю в Иерусалим, пришел в храм и встал рядом с Кувуклией, чтобы одним из первых получить огонь. Когда вышел патриарх, он зажег от огня свои свечи, попытался умыться… и опалил себе все лицо! Для чего ехал человек? Не для того, чтобы правду найти, не к святыне, а для того, чтобы убедиться — его неверие есть истинное неверие. Что хотел, то и получил.
Другую историю рассказал мне отец Иринарх, настоятель храма Двенадцати Апостолов в Капернауме. Когда он дежурил у Гроба Господня, к нему подошел лютеранский пастор и попросил разрешения залезть на Кувуклию. Это для него был вопрос жизни и смерти. Кувуклия обложена мрамором и скована обручами, чтобы во время землетрясений, частых в Иерусалиме, она не повредилась. Пастор резво лезет по обручам, добирается до самого верхнего и вытаскивает из-за него обожженный пучок свечей, который неизвестно как там оказался. Пастор спустился вниз, сел на пол и зарыдал… Монахи не могли его остановить в течение получаса!
Позже он поведал причину своего странного поведения. Он пастор уже не в первом поколении — отец и дед его тоже были священниками-лютеранами. В Швейцарии у него есть приход. Однажды он прочел статью о Благодатном огне и подумал: раз огонь сходит только по молитвам православного патриарха под православную Пасху, то стоит задуматься о том, какая вера истинная. Решил съездить в Иерусалим и посмотреть, как сходит огонь. Отстоял сутки в храме. Перед тем как войти в храм патриарху, туда входят православные арабы — шумные молодые люди с барабанами, они танцуют и кричат о том, что их вера — правильная и что Христос воскрес. На закорках у рослого араба сидел мальчик лет двенадцати и самозабвенно отдавался столь необычной молитве — бил в барабан и размахивал пучком свечей. Он так разошелся, что взобрался на Кувуклию и там продолжил кричать и размахивать свечами, даже когда внутрь зашел патриарх. Пастор следил только за мальчиком и вдруг увидел, как из-под купола храма молния ударила в середину часовни и на свечи мальчика. Пучок вспыхнул раньше, чем патриарх успел вынести Благодатный огонь из Кувуклии. Мальчик испугался, затушил свечи и спрятал за обручем.
Пастор вернулся в свою уютную Швейцарию с нелегкими мыслями — надо было менять веру. Но потом его стали посещать другие помыслы — чудо привиделось! Ведь он больше суток ничего не ел, находился в толчее, духоте. Показалось! Не было никаких молний… Но все же, все же!.. Решил вернуться в Иерусалим и попробовать найти свечи за обручем. А вдруг они там есть?
Поэтому и рыдал — он нашел доказательство того, что чудо было. Ему, верующему лютеранину, страшно было начинать жизнь с нуля. Но и жить, как раньше, он уже не мог — такие знамения просто так не даются!
Смотрите также:
- Владыка Тихон: «Чтобы взойти на гору духовности, надо преодолеть подъем» →
- Новосибирская монахиня отмаливает грехи палачей своего отца →
- Первый меценат Новосибирска →