Сразу после выезда с плотины ОбьГЭС открывается вид на белоснежный храмовый ансамбль во имя архистратига Михаила. Построен он на средства Марии ДОЛЬНИКОВОЙ, которая в постсоветское время стала в Новосибирске первым меценатом.
Именно о таком, словно сошедшем с облаков, храме мечтала Мария Дольникова еще девчонкой.
Мечта из военного детства
Эту мечту она осознала во время всеобщей молитвы о победе советской армии над фашистскими захватчиками. В Вознесенском соборе — единственном православном храме, который сохранился в городе к началу Великой Отечественной войны — яблоку негде было упасть: женщины, дети и старики упали на колени. Они молились и плакали — враг был у стен Москвы.
— До сих пор тот всеобщий плач звучит в моих ушах — мороз по коже, — признается Мария Николаевна. — Жутко было. Именно тогда я поклялась Богу: «Если будет наша победа, я обязательно построю церковь». Наивная девочка, я и не подозревала, насколько это невыполнимая мечта. Но Господь услышал и нашу общую молитву, и мою личную.
Ходить в храм Мария продолжала и в студенческие годы, когда поступила в Учительский институт.
— В праздники из деревень приезжало много народу, автобусы ходили редко. Поэтому люди оставались ночевать в храме — садились в уголочке или вдоль стеночки прямо на пол. Оставалась и я. Однажды положила голову на колени сидевшей рядом женщине и уснула. Так я познакомилась со своей будущей свекровью.
В браке родилось два сына, но был он не очень долгим. В 45 лет Мария встретила свою судьбу — вышла замуж за профессора ветеринарных наук Юрия Дольникова. Он работал заведующим лабораторией ветеринарных препаратов в Институте экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока СО ВАСХНИЛ. Автор ряда эффективных препаратов широкого спектра действия. В 1988 году они совместно открыли предприятие по производству и внедрению новых ветпрепаратов. Лекарства для животных оказались востребованными и в других регионах.
Храм исчез не навсегда
Средства, которые оставались после уплаты налогов и зарплат, тратить на себя супруги не хотели. Жили в обычной «трешке» кирпичной пятиэтажки. Взрослые сыновья к тому времени уже отделились.
— Мы — люди верующие, поэтому излишества нам не нужны. В 1994 году ушел из жизни мой дорогой супруг Юрий Яковлевич. Но мы с сыновьями не опустили руки, вместе продолжили его дело. Предприятие продолжает работать, сейчас здесь трудоустроено более 50 человек.
Все это время Мария Николаевна помнила о своей мечте — построить церковь. В 1993 году по ходатайству владыки Тихона на ул. Приморской под строительство храма была отведено 0,7 га земли. Здесь было решено построить храм архистратига Михаила — покровителя сибирских казаков. Дело в том, что раньше древний храм архистратига Михаила был в большом селе Нижние Чемы. После открытия ГЭС село оказалось под водой, а вместе с ним исчез и храм. Но ему было суждено возродиться. Дольниковой понравился проект архитектора Анатолия Панина. Одобрил его и настоятель прихода Валерий Чечнев. Весной 1996-го началась стройка, которой руководил Владимир Богдан. Бронзовые колокола для звонницы отливали в Каменске-Уральском по старинным технологиям. Днем и ночью две бригады каменщиков возводили стены храма.
Тогда же на семейном совете было принято решение параллельно построить на территории храма и дом настоятелю — у священника недавно родился третий ребенок, а жить было негде. Буквально за четыре месяца жилье было построено, и осенью счастливый батюшка со всем семейством стал новоселом.
Были чудеса
В 2000 году были отлиты четырехтонные, покрытые сплавом «под золото», купола. Несмотря на промозглость серого осеннего дня, посмотреть, как храм обретает купола, пришло много верующих.
— В небе появилось семь крупных синих птиц. Они, не пугаясь техники, стали кружить над храмом. В момент, когда оба купола, один за другим, установили и храм получил величие законченности, тучи вдруг разошлись, и позолота ослепительно засияла под солнечными лучами. Все просто ахнули. А синие птицы, сделав круг, улетели. Тучи снова закрыли небо. Чудо закончилось. Но оно было — это видели многие. Знаете, верующие говорили тогда, что необычные синие птицы — это семь архангелов, что сам Господь освятил поднятые купола.
В том, что помогал Господь, никто из верующих не сомневается. Нужные для строительства люди появлялись точно в то время, когда в них возникала необходимость. Когда решался вопрос с иконостасом, в Новосибирск к родным приехал санкт-петербургский художник Григорий Ткачук. Он увидел строящийся храм и предложил создать иконостас в Санкт-Петербургской художественной академии. В течение двух лет иконы писали лучшие питерские иконописцы по православным канонам технологии XVI–XVII веков. Пол-алтаря, лестницы на хоры и нижнего храма выложены из мрамора. Частично за мрамор заплатил полпред СФО, а тогда еще губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, мэрия помогла с благоустройством территории. Сдан храм был в 2003 году — к 110-летию Новосибирска.
Я — счастливый человек
Но Мария Дольникова не успокоилась. Она стала строить и восстанавливать церкви в других населенных пунктах. В 2001 году на ее средства был построен деревянный храм во имя праведного Иоана Кронштадтского в Пашино.
— Мой дедушка Фома Иванович был лично знаком с св. Иоаном Кронштадтским. Моя бабушка Анна Максимовна хранила его портрет.
В 2005 году в селе Мереть Сузунского района был отреставрирован храм во имя Воскресения Христова. В 2007-м в деревне Чебула Болотнинского района магазин перестроен в храм-часовню во имя Иверской иконы Божьей матери. В 2009 году в селе Киик Тогучинского района построен храм во имя Всех Святых. В 2010 году в поселке Мыята на Горном Алтае на месте снесенного в советские годы храма возведен новый — во имя святого Михаила Архангела. В том же году в селе Белово появился храм во имя Святой Троицы.
— В начале этого года ко мне с необычной просьбой обратились священники. Они рассказали, что при исправительной колонии № 18 Новосибирской области есть скромная церковь, в которой вместо икон — бумажные репродукции, и те выцвели. В негодность пришли и рамы окон. Мне захотелось помочь, ведь оступившиеся люди особенно нуждаются в слове Божьем. В том храме должны быть хорошие иконы, решила я. Но сначала были отреставрированы и окрашены золотой краской рамы.
Мария Дольникова заказала и купила почти 200 икон, которые передала в монастыри и храмы Новосибирской области, Алтайского края, Новосибирска и Бердска. Помогает она и настоятелям сельских храмов, ежемесячно передавая каждому немного денег.
— Священники в небольших селах очень нуждаются. Ведь приходы у них небольшие — не более двух десятков человек, а семьи у всех многодетные. Хочется материально поддержать настоятелей — людей скромных, стойко терпящих лишения. Именно они стараются увести селян от алкоголизма и разврата к Богу. Я — счастливый человек, ведь Господь мне позволил столько сделать!
Смотрите также:
- Владыка Тихон: «Чтобы взойти на гору духовности, надо преодолеть подъем» →
- Скульптор Арам Григорян: «Кроме Деда Хасана я лепил всю историю Сибири» →
- Новосибирская монахиня отмаливает грехи палачей своего отца →