Директор ФМШ: В отличие от обычной школы, у нас одаренный ребенок не значит первый!

Фото: Арины КОВЯЗИНОЙ

АиФ-Новосибирск: В Сибири ФМШ является очень известным учебным заведением, а в связи с последними событиями о ней узнали и по всей стране. Даже Министерство образования заявляло, что менять систему образования в ФМШ никто не будет. Скажите, после того как ученики ФМШ получили довольно специализированное среднее образование, куда они идут поступать, в какие вузы?

   
   

– Большинство выпускников поступает в НГУ. Однако если несколько лет назад в него поступали 90% наших выпускников, то в этом году – 56%. Во многом это связано с повышенной мобильностью из-за ЕГЭ. Плюс к этому мы проводим всесибирскую олимпиаду школьников, которая включена в список олимпиад, по результатам которых также можно поступать в вузы России вне конкурса. Остальные ребята поступают в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, какое-то количество - в вузы Новосибирска. В Москве в основном идут в МГУ, Московский физтех, Высшую школу экономики. Одна девушка в прошлом году поступила у нас в консерваторию. Так что, несмотря на наше направление, ученики поступают в различные места.

АиФ-Новосибирск: Несмотря на то, что из-за ЕГЭ в НГУ стало поступать меньше выпускников ФМШ, как Вы относитесь к введению ЕГЭ?

 – Поступать стало меньше, но все же это один из измерителей знаний. Также эта система осложнила нашу жизнь в плане того, что приходится отвлекать часть учебных и преподавательских ресурсов, чтобы именно учить сдавать ЕГЭ. Нужно уметь писать тесты, и надо это делать хорошо, качественно и аккуратно, а не у всех это получается. Если ты получил хорошее образование, то хорошо сдашь ЕГЭ, хотя лучшие наши ребята на 100 баллов не пишут. Обязательно где-нибудь в части А ошибаются по невнимательности, но
90 баллов и выше стабильно получают.

Фото пресс-службы НГУ

Жизнь вдали от дома

АиФ-Новосибирск: Такое учебное заведение, как ФМШ, показывает, что эта система довольна успешна. Не стоит ли сделать больше подобных школ?

– Это сложный вопрос. Все такие школы, а их в России четыре, – интернаты. У нас развитая система поиска и отбора одаренных детей по всей территории России, а не все это могут позволить. Кроме того, ребенку не совсем обязательно ехать в интернат, социализация достаточно жесткая. У нас же как – профессорский сыночек и кто-нибудь из отдаленной деревни селятся в одну комнату, и вот они начинают притираться друг к другу. Каждый привносит сюда свои манеры, жизненный уклад. Потом они проводят круглые сутки вместе – на учебе, в общежитии, и дружеские отношения сами собой завязываются. Тем более в таком возрасте проще привыкнуть новым условиям. Кроме того, помимо интерната, существует система специализированных классов – в этом году состоялся их первый выпуск. Результаты замечательные, они оказались на голову выше всех других выпускников. Если сделать такие классы, обеспечив кадровый состав, наладив связи с вузами, то будет совсем другой уровень образования. При этом учителя тоже должны захотеть работать с одаренными детьми, ведь это очень сложный контингент. Можно спросить у учителей, и они скажут: «Слава богу, у меня в классе нет одаренного ребенка». Такие дети живут на грани – могут что-то сказать, опередить учителя, поставить его в неловкое положение. Такое случается сплошь и рядом, а у нас они все такие. Спасает только то, что они хорошие.

   
   

Фото пресс-службы НГУ

АиФ-Новосибирск: Расскажите подробнее про систему отбора, пожалуйста.

– В этом году исполнилось 50 лет с начала работы этой системы, которая началась со всесибирской олимпиады. Она была предназначена для того, чтобы собрать детей с Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана сюда в Новосибирск для участия в летней школе. Призеры приглашаются в летнюю школу, откуда уже набираются учащиеся. В ЛШ можно также поступить по результатам заочной школы, обучение в которой ведется с ранних классов. Можно самому прийти и сдать экзамены. Находятся они в ее рамках  здесь 3 недели, по итогам которых пишут контрольную по 5 предметам. При этом должны сдать как минимум три предмета в письменной и устной форме. Летняя школа становится своеобразным испытанием, чтобы дети смогли понять не только, что такое наука, но и пожить в условиях интерната. Вообще у нас тут 500 одаренных детей вместе на равных. В школе все равно таких детей выделяют, а тут и шок может быть от того, что ты не первый. Потом период ступора проходит, кто-то подтягивается, реабилитируется. 

Обмен учениками

АиФ-Новосибирск: В настоящее время у школы уже нет таких крепких связей с СНГ, как раньше?

 – Кроме Казахстана, ученики которого составляют 10% от всего потока школы, с остальными странами после развала СССР сохранились только эпизодические связи. Хотя раньше, например, ученики из стран СНГ могли составлять треть потока. В 90-е у нас были налажены отношения и с другими странами. Так, сотрудничество с академией Филлипса в США длилось 10 лет. Это было полезно, как и для нас, так и для американской стороны. Но потом программа закончилась, и они переориентировались на Китай. Были также налажены связи с Великобританией. В последнее время поддерживаем сотрудничество с Южной Кореей, хотя они тоже стали больше смотреть в сторону Европы. В этом году наша команда едет на математический турнир в Индию, где все будет проводиться на английском языке. 

АиФ-Новосибирск: В основном ученики школы – это ребята из сибирских городов?

– Да, это Сибирь, Дальний Восток и Казахстан. Из европейской части учеников не так много, у них там свои подобные школы. Плюс – это в основном дети из города. Причины последнего носят общероссийских характер – демографический спад, малокомплектность российских школ. Уровень образования падает быстрее, чем в городе. Доходы на селе также невысокие, а к нам нужно приехать и заплатить родительскую плату. Хотя для малоимущих она снижается в 10 раз, а лауреатам олимпиады сразу предоставляется пятидесятипроцентная скидка. К тому же есть программа поддержки ИЯФ. В настоящее время около 40 ребят получают стипендию – около 4 тысяч, больше чем у студентов. Так что тут больше вопрос стоит в готовности учиться таким образом. 

Амбиции по расширению

АиФ-Новосибирск: Действительно ли жизнь в ФМШ до сих пор регулируется советскими постановлениями?

– Да, и последние события это подтвердили.

АиФ-Новосибирск: Не назрела ли необходимость принять новые постановления?

– Думаем над этим. Недавно мы совместно с другими сунцами подготовили наше обращение к министру образования, в котором определили те направления,  нуждающиеся в поддержке и развитии. Кроме того, нужно исключить правовой вакуум и вывести систему образованию на другой уровень. За 50 лет много сделано и накоплено, мы готовы поделиться этим. ФМШ могла бы стать центром естественнонаучного образования в Сибирском федеральном округе. Если бы на нас обратили серьезное внимание, мы могли бы также культивировать и гуманитарные предметы. Наши стремления означают, по сути, расширение, новые здания, корпуса. Если бы это было, могли бы оказывать серьезную поддержку образованию в регионе: методическая поддержка спецклассов, переподготовка кадров. Мы же подразделения университетов – поэтому можем выдавать соответствующие дипломы.

Досье: Николай Иванович Яворский – выпускник НГУ, профессор, доктор физико-математических наук. Заведует лабораторией в Институте ядерной физики СО РАН. С 1990 работал в ФМШ в качестве заместителя директора. С 2006 года – директор школы.

Смотрите также: