Протоиерей Виталий Бочкарёв.
Родился 1 января 1958 года в городе Щучинске Кокчетавской области Казахской ССР.
Окончил Московскую духовную семинарию в 1984 году, Московскую духовную академию – в 1995 году.
Священник Вознесенского кафедрального собора города Новосибирска. Преподаёт в Новосибирской духовной семинарии, духовник Епархиальной консультационной службы «Содействие».
«Многие проблемы современного общества идут от постоянного стремления к абсолютной свободе и от нежелания людей брать на себя ответственность», – считает отец Виталий, протоиерей Вознесенского кафедрального собора Новосибирской епархии Русской православной церкви.
Где нужны храмы?
Анастасия Медведева, «АиФ на Оби»: Отец Виталий, сейчас многие спорят о передаче Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге РПЦ. Правильно ли это?
Виталий Бочкарев: В советское время у РПЦ забирали здания и земли. Сейчас некоторые культовые объекты возвращаются в собственность Церкви, а в обществе есть как сторонники, так и противники такой политики. Действительно, содержать такое огромное помещение, как Исаакиевский собор, затруднительно. Его судьба пока не решена. На мой взгляд, больше храмов нужно не только в центре городов, где люди в основном работают, но и в спальных районах, где они живут. С тем, что в храме должно совершаться богослужение, я, бесспорно, согласен, но и музей имеет важное культурное значение. Поэтому нужно постараться найти компромисс в этой ситуации.
– В РФ всё больше храмов. А в Европе христианские церкви закрываются.
– Во Франции, которая ещё недавно была католической страной, за год совершается всего несколько посвящений в священный сан. В Германии и других странах некоторые старинные храмы сдаются в аренду потому, что их никто не посещает и их не на что содержать. Причина всех этих событий не в том, что есть в мире другие религии, никто не пытается отнять у христиан их святыни. В первую очередь в этом виноваты сами верующие потому, что Западная Европа в последнее время стала постхристианской. Там церковные организации в большинстве своём существуют только в дань традиции, но в целом мировоззрение людей стало атеистическим. Людей, которые стремятся жить по Евангелию, немного. На Западе очень любят Рождество, но празднование это стало больше семейной традицией и коммерческим ходом, а не религиозным праздником. В канун Рождества все стремятся накупить друг другу подарков, приготовить богатый стол, и мало кто задумывается о первоначальном значении этого светлого праздника.
В Европе стали больше строить мечетей потому, что туда приезжают жить и работать люди, которые горят мусульманской верой. Будет ли подобная ситуация в России – зависит от нас. Православие и ислам на протяжении многих веков мирно сосуществовали здесь. Важно, какую позицию будет занимать государство в спорных ситуациях и как будут вести себя представители религиозных течений.
В России людей, регулярно посещающих храм, стало больше. При этом это не только пенсионеры, но и молодёжь, которая приходит не ради сложившейся семейной традиции, а по собственному желанию, осознанно.
– Говорят, что ислам – религия мирная. Но почему тогда всё чаще люди гибнут от терроризма мусульман?
– Террористические акты в последние годы совершали не только мусульмане, но и последователи других религий, например, индуисты. Экстремизм, который паразитирует на религиозных и национальных чувствах, возникает, как правило, от недостатка религиозных знаний и опыта духовной жизни. Под влияние крайних проповедников попадают в основном люди, которые не уверены в своём будущем и не чувствуют поддержки. В стране сейчас много разных настроений, современной молодёжи тяжело найти работу. Многие разочаровываются и даже отчаиваются. Растерянные люди откликаются на любой знак внимания, обращённый к ним. При этом радикалы не сразу отправляют новичка взрывать здание и убивать. Как правило, их разговоры начинаются с участия, человеку внушают, что он избранный. Поэтому все мы должны внимательнее относиться к молодёжи и друг к другу, помогать и поддерживать в трудный час.
– Сегодня в соцсетях есть так называемые группы смерти. Как вы думаете, кто это действует и зачем?
Брак забраковали?
– В Европе пропагандируют отказ от традиционной семьи. Многие не торопятся обзаводиться потомством, а ещё стало популярным создавать нетрадиционные браки. Грозит ли России такая участь?
– Опасность есть, ведь изменилась массовая культура. Говорить о таких вещах стало привычным делом в кино и на телевидении. В Европе и сейчас проживает много людей с традиционными взглядами на мир и семью. Просто в своё время европейцы заразились идеей и принципами абсолютной свободы. Началось с того, что всё больше людей посчитали для себя возможным разводиться, а сейчас молодые люди часто вообще живут вместе, не вступая в брак. У нас это тоже распространено. Если некоторое время назад развод рассматривался как патология, он влиял на карьеру и даже судьбу человека, то сейчас это обычное дело. Современные люди проживают свою жизнь, словно у них есть возможность переписать её с черновика на чистый лист. Пробуют пожить с одним человеком, потом с другим и не понимают, что в итоге могут наломать дров. А ведь любовь между двумя людьми – это большой труд. Я много видел пожилых пар, которые в старости любовь друг к другу имели большую, чем в молодости, потому что всю жизнь они берегли свои чувства и не поддавались соблазну изменить или найти нового партнёра, уважали друг друга и боялись обидеть. А сейчас люди стали реже жениться и ещё реже венчаться. Думаю, это потому, что современная молодёжь боится взять на себя ответственность.
– Для всех христиан приближается празднование Светлой Пасхи. Как людям правильно вести себя накануне?
Смотрите также:
- Осенняя грусть: как отличить обычную хандру от депрессии? →
- Муж на месяц или почему партнёр превращается в жабу? →
- Роковые 3 и 30 лет: психолог о возрастных кризисах →