Семь десятилетий минуло с того дня, как первые автомобили пересекли Октябрьский мост, соединивший берега Новосибирска. Возведение моста заняло менее четырех лет, и на момент открытия он обеспечивал проезд лишь от района Восход до проспекта Маркса из-за незавершенности транспортных развязок.
Идея создания капитальной переправы между берегами Оби в Новосибирске возникла еще в 1930-х годах. Тогда было определено место для моста в створе улицы Сузунской (ныне Восход). Проект, подготовленный к 1938 году, был отложен из-за начала Великой Отечественной войны. Все это время жители города пользовались понтонным мостом или переправлялись по льду реки.
Строительные работы начались весной 1952 года. По словам сотрудника музея Новосибирска Константина Голодяева, строители прибыли в город в конце 1951 года, но начало работ было отложено на несколько месяцев из-за необходимости освобождения площадки.
«На правом берегу находились склады "Стальконструкции", а на месте набережной – частный сектор. Расселение и перенос предприятий заняли около четырех месяцев. К строительству приступили в мае 1952 года. Первоначальный план предполагал начало в 1950 и завершение в 1954 году, но из-за задержки начала сроки сдвинулись», – отметил Константин Голодяев. Мост был открыт в октябре 1955 года, но официально сдан в эксплуатацию только после 1 декабря того же года. Развязки, запланированные вместе с мостом, не были завершены вовремя, и в 1955 году проезд с улицы Большевистской на мост был невозможен.
По словам сотрудника музея Новосибирска, развязки строились позже, как это было и с другими мостами. Правобережная развязка была построена оперативно благодаря экономии средств, а на левом берегу дамба получилась с просадкой из-за нехватки грунта. Выезды с улиц Немировича-Данченко и Блюхера, а также площадь Лыщинского, формировались позднее.
Мост стал одним из узнаваемых символов Новосибирска, хотя его внешний вид был упрощен по сравнению с первоначальным проектом, который предусматривал украшение торшерами и колоннадами.
После открытия моста понтонный мост, работавший с 1941 по 1955 годы, был разобран. Октябрьский мост облегчил жизнь студентам и горожанам, сделав более доступными встречи и посещение театров на правом берегу.
Напомним, что Центральный мост, четвертая автомобильная переправа в Новосибирске, планируется к открытию в конце 2025 года без развязки на левом берегу, обеспечив прямое сообщение между улицами Ипподромская и Станционная.