У разбитого «корыта». Брошенная стройка может нанести вред экологии

Дорогу так и не построили, а природу испортили. © / Влад Веклич / АиФ

Жители посёлка Матвеевка уже второй год с ужасом наблюдают, как на месте живописного леса образуется гигантский овраг

   
   

Дачник Александр Шевцов день, когда за околицей их дачного посёлка «Электрик-5» заработала строительная техника, считает «чёрным днём календаря». Информационный щит, установленный среди деревьев, гласил, что на этом месте ведётся строительство первого этапа объездной дороги вокруг Новосибирска – Восточного обхода. Начало работ – декабрь 2013 года. Срок окончания работ – октябрь 2017 года.

Ни пройти ни проехать

В 2015 году строители прорубили огромную просеку – шириной около 30 метров и сделали так называемое «корыто» – сняли бульдозерами верхний слой почвы, образовав по бокам «брустверы» в два метра высотой. На этом работы закончились. Технику увезли, щит убрали.

«Эти брустверы перегородили дорогу, по которой мы ездили к своим дачным домам и на обустройство которой ежегодно сдавали по тысяче рублей с каждого дома», – объясняет Александр Шевцов.

После того как дачники, а в посёлке больше ста домов, обратились в СМИ и журналисты подняли шумиху, брустверы разровняли. Но без проблем проехать к своим участкам могут только владельцы внедорожников. Легковые машины не в состоянии преодолеть ухабы и колдобины, оставленные колёсами экскаваторов и тяжёлых грузовиков, использовавших дачную дорогу в качестве подъездных путей к стройплощадке.

У Евгения Пикельного нет машины, и он ходит к себе на дачу пешком – три километра от автобусной остановки под названием «Твардовского». Раньше Евгений Михайлович не роптал на необходимость пеших прогулок – шагай, наслаждайся ароматом сибирского разнотравья, по дороге грибы-ягоды собирай. Но теперь пройти к дачам в принципе невозможно – в образовавшихся после вырубки леса оврагах скапливается вода.

Пустыня наступает

Антонина Назарова переживает не столько из-за дороги, сколько из-за экологии: «Столько леса сгубили!» Раньше Антонина Сергеевна набирала здесь каждый день по два ведра грибов. Теперь от плодородной земли остался один песок. Ветра и дожди постепенно превращают местность в изрытую руслами ручьёв пустыню. В сухую и ветреную погоду здесь случаются песчаные бури. А в сильный дождь по «корыту» несётся, меняя русло, клокочущий поток, смывающий остатки растительности.

   
   

Руководитель автотранспортного предприятия № 1 Сергей Лисицын вспоминает, что водители его предприятия, работавшие на первом этапе Восточного обхода три года назад, возмущались невыносимыми условиями труда: «Пыль стояла столбом. После дождя невозможно было работать – грузовики увязали в грязи. На предложения отсыпать технологическую дорогу щебнем или хотя бы поливать нам отвечали, что на это денег в проекте не предусмотрено». Сергей Лисицын в конце концов из проекта ушёл.

Уже два года никаких работ на участке в районе Матвеевки не ведётся. «Через несколько лет здесь будет огромный овраг», – опасается Антонина Назарова.

В то, что работы по строительству Восточного обхода возобновятся, жители здешних мест не верят. Ведь теперь, чтобы восстановить основание дороги, изрядно попорченное природой, понадобится денег гораздо больше, чем было предусмотрено.

Справка

Восточный обход Новосибирска – федеральный проект. Дорога протяжённостью 80 км должна соединить три федеральные трассы – Северный объезд, Гусинобродское шоссе, Бердское шоссе-Чуйский тракт.

ФУАД «Сибирь» провело конкурс на строительство первого этапа объекта – участок от Раздольного до Кольцово длиной почти 20 км – в июле 2013 года. Генподрядчиком стройки стало ОАО «Сибмост», предложившее выполнить работы за сумму около
10,35 млрд руб. при начальной цене 10,4 млрд руб.

 В 2017 году строители должны были закончить первый этап «Раздольное – Барышево – Кольцово – Академгородок». Однако работы существенно замедлились из-за сокращения федерального финансирования почти в три раза. Таким образом, сроки строительства первого этапа сдвигаются на 2020 год.

Кстати
Восточному обходу просто мистически не везёт. Мост через Иню в районе Барышево, который начали возводить в 2016 году, рухнул раньше, чем его достроили. Жители Нижней Ельцовки и Академгородка стояли в пикетах против того, чтобы транзитная дорога проходила через их населённые пункты. В результате первоначальный проект пришлось менять. Теперь по причине финансовых проблем судьба Восточного обхода неизвестна.