Учительство – сила судьбоносная

Не все удачно в нашем «королевстве» с художественным образованием детей. Однако художники-педагоги, сложа руки не сидят. Например, в частной Мастерской-музее реалистической живописи Александра Варенцова в Новгороде, создают проект за проектом, чтобы поднять уровень обучения в детских школах искусств. Рассказывает художник, педагог, кандидат искусствоведения, действительный член Петровской академии наук и искусств Светлана Акифьева.

   
   

Вершина искусства

- Светлана Викторовна, с чего начался ваш проект «Искусство портрета»?

- Умение рисовать со стороны всегда выглядит чем-то волшебным. Портрет – это вершина изобразительного искусства. Я помню восторг моих одноклассников-десятиклассников, когда я показала им свои портретные рисунки, сделанные с фотографий из семейного альбома. Хотя никто из них не был знаком с моими родственниками, но «мастерство» исполнения их убедило. Училась рисовать я самостоятельно. Конечно, эти портретные рисунки были очень наивно исполнены, но благодаря глазомеру и старанию что-то получалось. Я к чему это рассказываю, - портрет – это очень интересная тема для многих, она интересует всех, даже не рисующих. В юности этот интерес обостряется страстным и болезненным самопознанием, желанием выразить себя и понять кто ты, как тебя воспринимают другие, - в общем, в искусстве очень много психологии.

- Почему вы занимаетесь проектами для подростков?

- Как и где учиться искусству – это важный вопрос, очень личный для меня. В нашем посёлке, где я заканчивала школу, а уж тем более в деревне, где я жила у бабушки с дедушкой, и где училась с 5 по 8-й класс не было даже художественного кружка, а не то что художественной школы для детей. А желание рисовать было, и изображение портрета и фигуры человека оказалось самой сложной задачей. До проекта о портрете было еще очень далеко, и я тогда даже не мечтала о том, чтобы стать художником. А вот моя замечательная и необыкновенная учительница литературы уже предпринимала кое-какие шаги в этом направлении. Она отправила на конкурс мои рисунки, и я очень удивилась, когда получила диплом победителя. В кабинете литературы я увидела альбом Ильи Глазунова и не могла выпустить его из рук. Эти огромные полные страдания глаза на утончённых лицах долго сопровождали всех героев моих иллюстраций к стихам Лермонтова, сказкам Пушкина, романам Достоевского и Толстого. Тогда мне очень хотелось нарисовать то, о чём было написано в книгах. Учительница подарила первую коробку с профессиональными красками «Ленинград» и придумала задание - рисовать что-то вроде стенной газеты про Серебряный век, а затем, писать экзаменационный реферат о круге художников и поэтов рубежа XIX и XX веков. Образы их поэзии и утонченная, немного экзальтированная графика «мирискуссников» очень совпадали с ощущениями шестнадцатилетней девушки... Словом, с тех пор я отношусь к учительству как к судьбоносной силе. Наверное, именно поэтому, после школы я все время учу и учусь.

- Где именно вы учились умению рисовать?

Не закончив филологический, я пошла работать в деревенскую школу: была гардеробщицей, лаборантом и вела кружок для учеников начальной школы. Потом, когда в районный центр приехали художники-педагоги, беженцы из Чечни, и в детской школе искусств открыли художественное отделение, я напросилась туда учиться, мне тогда уже было 23. В это время я начала показывать свои работы на небольших выставках. А через два года поступила в Новгородский университет на факультет «педагогического образования, искусств и технологий», потом стала членом Союза художников. Появился опыт работы в школе учителем рисования и черчения, создания художественного отделения школы искусств в селе, устройства и продвижения выставок, публикаций о художниках. Как-то естественно и закономерно происходило погружение в искусствоведение, а дальше была учеба в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина на факультете теории и истории искусств, защита кандидатской и создание в Новгороде необычного частного музея из творческой среды художественных мастерских. Вот в этих воспоминаниях и событиях, наверное, и живет начало нашего проекта, проекта, который собрал вокруг темы изучения портрета опытных наставников живописцев, графиков, скульпторов, искусствоведов и учеников региональных, в том числе сельских, школ искусств, а также их преподавателей.

   
   

Восемь плюс

- Какие они - ваши проекты?

- «Искусство портрета» - это восьмой образовательный проект Мастерской-музея, семь из них реализованы при поддержке Фонда президентских гратов, все они посвящены детскому художественному образованию. В проектах мы разрабатываем новые программы по различным направлениям: скульптура и рисунок, живопись, профессии художников и музейщиков, искусствоведение. Каждая программа уходит в школы вместе с преподавателями и учениками. Проекты дают возможность участникам ощутить художественный процесс, его динамику, напряжение, вариативность. Обычно в проекте от пяти до восьми очных смен, каждая длится несколько дней. На смену из разных школ приезжают 5-6 групп, состоящих из 3-5 учащихся и преподавателя школы искусств, в каждой смене (в зависимости от программы проекта) бывает от 17 до 25 человек. Восемь часов ежедневно участники из разных регионов находятся в разнообразной творческой деятельности: лепят, рисуют, создают проекты и макеты, проводят музейные исследования, очень много общаются друг с другом. Такой режим активного обучения позволяет за короткий срок увидеть положительную динамику в освоении навыков, ребята примеряют на себя профессиональную жизнь «творцов». У нашей проектной деятельности уже есть «крестники». Ребята, которые участвовали в первых проектах как учащиеся, приезжают в качестве преподавателей, а молодые педагоги, которые в 2016 году только начинали работать в школах искусств и привозили к нам своих первых учеников, сейчас выросли в замечательных профессионалов. Очень много участников проектов, и это нас очень радует, выбирают «художественные профессии», архитектуру, реставрацию, дизайн, мультипликацию.

- Какие планы на будущее?

- Новый проект, он уже на пороге. Впервые он адресован только преподавателям художественных дисциплин. Детей в проекте не будет, это очень непривычно. Зато будет много практики творческой и методической для преподавателей, они будут интенсивно взаимодействовать с наставниками, создавать новое содержание для программы в рамках федеральных государственных требований. Эти программные требования задают общие критерии образовательному процессу, а вот над наполнением программы каждый педагогический коллектив работает самостоятельно и часто испытывает при этом большие трудности. Эта тема - давний запрос нашей аудитории, который мы пытались решить точечно в разных проектах, теперь можно будет подойти к вопросу системно и поработать над содержанием всех дисциплин и вариативной частью программы. В новом проекте смогут принять участие 85 преподавателей из 6 регионов. В приоритете, как всегда, небольшие школы, где работает один педагог или есть небольшой коллектив. Вместе с наставниками участники будут создавать новую программу «Живая практика художественной педагогики», которая поможет обновить знания и систематизировать лучший опыт преподавания живописи, рисунка, скульптуры, композиции, истории искусства. В планах проекта также создание на сайте мастерской-музея информационной базы из образцов, заданий, методик, записей занятий и лекций, которыми смогут воспользоваться художники-педагоги для своей работы. Как всё новое – это, безусловно, немного пугает. Волнуемся, как все будет проходить. Вот уже сейчас, за месяц до начала проекта, начали разрабатывать конкурсное задание для участников, так как предполагаем, что желающих будет больше, чем мест, поэтому участников придется выбирать.

Акифьева Светлана Викторовна, участник проекта «PR Акселератор «Формула успеха».