Все погибли. Из-за чего под Новосибирском в 1954-м произошла авиакатастрофа

Во время второй посадки, самолет зацепился за деревья. © / nsk-kraeved.ru

Ночью 27 сентября 1954 года Ил-12, на борту которого находились 29 человек, потерпел крушение во время промежуточной посадки в Новосибирске. ЧП назвали крупнейшей катастрофой Ил-12. Что известно об этой истории – в материале nsk.aif.ru.

   
   

Ил-12 преследует череда катастроф

Трагедия произошла ночью понедельника. Ил-12 компании Аэрофлот выпустили в 1947 году. С 21 июля 1951 года его начали эксплуатировать в Новосибирской авиагруппе Западно-Сибирского территориального управления ГВФ. До этой трагедии Ил-12 преследовала череда катастроф годами ранее.

«Настоящие катастрофы действительно преследовали наш аэропорт «Северный». И большинство их происходило с самолетом ИЛ-12 – 1948, 1949, 1951, 1954. Последняя была самой крупной в истории данной модели, в ней погибли все 29 человек, находящиеся на борту: 24 пассажира и 5 членов экипажа», - рассказал журналисту «АиФ-Новосибирск» научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев.

Судно летело рейсом №10 Южно-Сахалинск – Москва. Промежуточные посадки должны были произойти в Красноярске и Новосибирске. Его пилотировал экипаж из 115-го транспортного авиаотряда. В его составе были: командир Александр Усачев, стажер Георгий Сухарев, второй пилот Яков Коновалов, а также бортмеханик Сергей Шачнев и бортрадист Яков Шестак. Ил-12 вылетел 26 сентября в 22:16 из Красноярска, там была промежуточная посадка, следующей должен был стать Новосибирск.

Несмотря на облачность, приняли решение о посадке

Когда самолет направлялся в столицу Сибири, погода была ясная, видимость составляла 4-10 километров. Однако в 00:12 ситуация изменилась. Метеостанции аэропорта Новосибирска сообщили о том, что воздушную гавань накрыло туманом, видимость упала до 300 метров. В 00:20 члены экипажа борта Л1310 доложили, что теперь облачность простирается от высоты 40 метров до 150 метров. Но синоптик о густом тумане руководителю полетов доложил только в 00:25. Тем временем видимость не улучшалась, и в 00:50 она составила уже 200 метров. Несмотря на это, Ил-12 все же решил войти в зону аэропорта Новосибирска. Это произошло в 00:37.

«В условиях очень сильной облачности руководитель полетов принял решение о посадке самолета в аэропорту Новосибирска, хотя по правилам должен был отправить на запасные, в Кемерово или Барабинск», - объяснил краевед.

Посадка воздушного судна происходила с южного направления, которое ещё не было оборудовано для приема самолетов. Уже после полуночи при первой попытке самолет прошел выше и на 300 метров левее посадочной полосы.

   
   
Овраг у аэропорта «Северный». Фото: nsk-kraeved.ru

«Руководитель полетов отправил его на второй круг. На втором круге Ил-12 опять промахнулся, повредил о деревья винты и левое крыло, после чего врезался в высокий крутой склон оврага и полностью разрушился», - рассказал Константин Голодяев.

Перед этим начальник аэропорта был осведомлен о второй попытке посадить самолет, хотя не поинтересовался метеообстановкой и лично не приехал на аэродром.

Причины катастрофы

Краевед уточнил, что самолет потерял скорость, когда столкнулся с крутым склоном оврага и полностью разрушился. Пожара не было, все 29 человек, которые находились на борту, погибли.

Катастрофа произошла сразу из-за нескольких причин. В частности, виноваты руководитель полетов и начальник аэропорта, которые разрешили осуществить посадку при неподходящей погоде. Более того, дежурный синоптик должен был доложить о тумане сразу, а не спустя 10 минут после получения штормового предупреждения. А также аэродром не был оборудован специальными средствами для приема самолетов с южного направления.

«Вина за случившееся была отнесена к ошибкам служб управления воздушным движением», - заключил научный сотрудник музея Константин Голодяев.