Земский доктор. Психиатр из Сузуна рассказала, как защититься от стресса

Проект «Сиб.фм» «Земский доктор» продолжает рассказ о врачах, решившихся на переезд в отдалённые села и малые города по одноимённой федеральной программе. В этот раз съёмочная группа отправляется в Сузунский район, чтобы узнать, как знаменитый старинный город стал местом силы для маленькой девочки – дочери нашей героини, какие задачи помогла решить программа «Земский доктор» врачу из Барнаула, и за что медик полюбила своё новое место жительства.

   
   

Справка

«Земский доктор» (действует с 2012г.) и «Земский фельдшер» (действует с 2015г.) – федеральные программы поддержки медицинских работников, готовых трудиться в сельских больницах и ФАПах. Цель этих инициатив –привлечь в сёла и малые города медицинских специалистов, повысить доступность медпомощи для жителей небольших населённых пунктов. 

Переезжающие в село медицинские работники получают единовременную выплату на переезд, единовременную премию — в нашем регионе 1 – 1,5 млн рублей для врачей и 500 - 750 тысяч рублей для фельдшеров, которую можно потратить на любые нужды, компенсацию за найм жилого помещения и другие меры поддержки. Взамен медик должен отработать по договору в течение пять лет.

В настоящее время в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках, городах с населением до 50 тыс. человек по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» работают более 50 тысяч медицинских работников.

Помочь ликвидировать кадровый дефицит медиков призван и нацпроект «Здравоохранение», благодаря которому к 2024 году штат врачей и среднего медперсонала в поликлиниках составит не менее 95% от потребности, а к концу 2024 года в России станет почти на 10% больше врачей.

Фото: Сиб.фм

«Здесь не нужно выезжать на природу, достаточно просто выйти из дома»

   
   

Рабочий посёлок Сузун, пожалуй – один из самых известных в Новосибирской области. Его жители, с любовью к богатой истории этого места, сообразили, что знаменитый Монетный двор, где в XVIII веке чеканили уникальную собственную сибирскую монету, может дать дополнительный толчок развитию туризма, и буквально из руин воссоздали разрушенный более полутора веков назад пожаром комплекс. И сегодня Сузун – один из любимых новосибирцами маршрутов выходного дня.  Кстати, в местном краеведческом музее можно узнать очень много интересного, в том числе, и то, что одним из управляющих Сузунским медеплавильным заводом, на основе которого и работал Монетный двор, с начала 40-х годов XIX века до октября 1844 года был дед Надежды Крупской – жены Владимира Ленина. 

Сегодня Сузун продолжает активно развиваться, и по своему ритму напоминает, скорее, небольшой городок, который живёт насыщенной событиями жизнью и благоустраивается. Здесь работает филиал одного из известных на всю страну фармацевтических предприятий, есть свои художественная и музыкальная школы, кинотеатр. А главное – посёлок расположен как будто внутри живописного хвойного леса. Из любого окна – виды просто сказочные.

Фото: Сиб.фм

Одно из любимых мест отдыха сузунцев – Гагаринский парк.  Асфальтированные и дощатые аллеи между высоких, устремлённых в небо сосен, тихие уголки для спокойного отдыха и детские площадки с множеством аттракционов, спортивные тренажёры и детская скейт-площадка. А у входа – гордый силуэт космического корабля как символ устремлённости в будущее. Именно здесь, приехав в Сузун уже вечером, мы и повстречались с героиней нашего сюжета – врачом-психиатром Сузунской центральной районной больницы Надеждой Лыжиной и её маленьким сынишкой. Поэтому и разговор с медиком зашёл сначала не о работе, а о том, что она думает о своём новом месте жительства, почему выбрала именно Сузун, решив переехать из Барнаула и поучаствовать в программе «Земский доктор».

«Переезд был связан с двумя причинами. Во-первых, мне хотелось быстрее закрыть ипотеку, а полтора миллиона – всё-таки достаточно внушительная сумма», – рассказывает Надежда Викторовна. – «Во-вторых, нужно было отделить старшего сына. Бывает, когда ребёнок вырастает, заканчивает 11 класс и уезжает учиться в другой город. А у нас получилось наоборот: уехала мама».

Фото: Сиб.фм

Новосибирскую область выбрала, потому что она находится ближе всего к Барнаулу – всё-таки слишком далеко от сына уезжать не хотелось.

Просматривая вакансии, смотрела условия в больницах, отзывы. 

«Меня интересовали размер зарплаты, предоставление жилья. И все эти условия сошлись в одной точке – в Сузунском районе. Приехала, посмотрела, мне всё понравилось, – говорит Надежда. – Здесь удивительная природа, экология. Не нужно «выезжать на природу», достаточно просто выйти из дома – и ты уже там, идёшь сразу отдыхать. Вокруг везде лес, и воздух другой. Образ жизни в этом посёлке оказался мне более созвучен, чем в городе. Как для человека неискушённого, для меня здесь есть всё: кинотеатры, спортивные залы, магазины. Для детей есть и спортивные секции, и клубы, и кружки».

Фото: Сиб.фм

После прогулки врач приглашает нас к себе домой, в благоустроенную квартиру в малоэтажке, и угощает удивительно вкусным кофе – хозяйка мастерица его готовить. А вид из окна словно подтверждает её слова: здесь везде лес. Вот он – хвойный, сказочный, в каких-нибудь 15 метрах от дома. 

Медик некоторое время в задумчивости любуется пейзажем за окном, а я невольно восхищаюсь этой картиной, словно сошедшей с полотна художника – столько изящества и какой-то французской утончённости, внутренней красоты в облике этой обаятельной молодой женщины! Символы Парижа на обоях на стене, придающие интерьеру кухни некий налёт французскости –словно молчаливое подтверждение моих впечатлений.

Фото: Сиб.фм

Надежда очень благодарна и руководству больницы, и администрации района, за то, что быстро выделили ей жильё и помогли определить детей в образовательные учреждения.

Да и с коллективом, говорит она, повезло. Кроме того, очень кстати оказались и предоставленные социальные гарантии – 100%-ный возврат оплаты услуг ЖКХ.

Пока сынишка смотрит в соседней комнате мультики, его мама с гордостью показывает награды и дипломы своей дочери, которая сейчас гостит у бабушки, и делится радостью своей профессиональной и материнской победы, которая произошла именно здесь – в Сузуне.

Фото: Сиб.фм

«У моей дочери расстройство развития – аутизм, из-за которого ей сложно давалась адаптация в детских коллективах, – рассказывает Надежда. – Поэтому в режиме 24/7 я являюсь психиатром, психотерапевтом и психологом для неё. Я специально для этого обучалась, получала образование по АВА терапии, чтобы её социализировать. Однако до сих пор это не получалось. Она училась удалённо, была на надомном обучении. И вот здесь, в Сузунском районе, благодаря педагогам школы-интерната, в который дочь пошла учиться, такой важный шаг в её жизни стал возможным – она в 11 лет, начала ходить в школу очно». 

Вот так небольшой посёлок стал местом силы для способного ребёнка.

Надежда Викторовна добавляет, что в свободное время старается дистанционно посещать вебинары, видеопорталы для врачей, повышать свой профессиональный уровень. Благодаря нацпроекту «Здравоохранение» число специалистов, участвующих в системе непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий составляет более 1,7 млн человек.

«Я от этого не устаю, наоборот – отдыхаю», – признаётся она. 

Фото: Сиб.фм

Медик добавляет, что также участвует в мероприятиях по своей специальности, а в последнее время увлеклась психотерапией. А ещё, она очень любит смотреть хорошие фильмы, в том числе – сложные.  

«Чтобы сделать разбор, подумать», – говорит Надежда Лыжина. 

«Первыми прочитанными мной словами были медицинские термины»

На следующий день наш разговор с врачом продолжается в больнице, где Надежда сначала ведёт приём в поликлинике, а потом отправляется в стационар, чтобы осмотреть пожилую пациентку, перенёсшую операцию. 

Фото: Сиб.фм

Желание стать врачом, вспоминает Лыжина, возникло ещё в детстве: 

«Сколько себя помню, игра «в больничку» была моей любимой. Я лечила сначала игрушки, потом – домашних животных. И ещё помню из своего детства подшивки советских журналов «Работница» и «Здоровье». Там внутри, на разворотах, были санбюллетени о здоровье. Даже помню, что там был герой – Стобед, и я по этим журналам, по этим разворотам училась читать. Таким образом, первыми самостоятельно прочитанными мной словами оказались медицинские термины»

Фото: Сиб.фм

А вот выбор специальности психиатра когда-то казался ей случайным – хотелось после интернатуры остаться в городе, поэтому выбирала из списка доступных там профилей: 

«Того, что мне нужно, в этом списке не оказалось. По своему первому образованию я акушерка, поэтому хотела быть гинекологом. Мне в Барнауле предложили на выбор психиатрию, фтизиатрию, терапию, лучевую диагностику. Я выбрала психиатрию. Сейчас понимаю, что это было правильное решение»

Фото: Сиб.фм

«Истории моих пациентов – это фэнтези, драмы, триллеры»

Ежедневно на приём к Надежде Лыжиной приходят самые разные люди. Кому-то нужно психологическое освидетельствование для допуска к определённой профессиональной деятельности, вождению автомобиля или владению оружием. Кто-то приходит за помощью, осознав, что тревожность вышла из-под контроля. 

«Потребности в психиатрическом и психотерапевтическом лечении не становится меньше. Жить во времена перемен людям сложно. И распространённость расстройств так называемой малой психиатрии увеличилась – выросло число неврозов, депрессий и тревог, количество расстройств адаптации», – отмечает врач. 

Фото: Сиб.фм

Но есть и более серьёзные случаи. 

«Фэнтези, драмы, триллеры – это всё истории моих пациентов. Из-за нарушений мышления эти люди живут в своей собственной реальности, которая для нормального человека считается необычной. Специальность психиатра тем и отличается, что подобные случаи являются рутиной моей работы», – отвечает доктор на просьбу вспомнить самый запомнившийся ей из ее практики случай. 

При этом, признаётся Надежда, один из эмоционально сложных моментов в профессии врача – ощущение своей невсесильности: 

«У тебя ограниченные возможности в помощи пациентам. И очень большая доля ответственности лежит на них самих». 

Фото: Сиб.фм

Вызовы на дом тоже входят в обязанности районного психиатра. Спрашиваем: не страшно? Мало ли, что там может ждать. Доктор отвечает, что её работа, конечно, связана с риском. Но, как правило, вызовы на дом – это нетранспортабельные пациенты, которые сами не могут дойти до больницы и нуждаются в консультативном осмотре. А к потенциально опасным пациентам в одиночку она не ходит, только в сопровождении сотрудников скорой помощи и полиции.

«Быть суперуниверсальным специалистом во всех областях»

Гораздо сложнее Надежде, с её слов, было привыкнуть к тому, что ты постоянно контактируешь с правоохранительными, судебными, исполнительными органами, а твоя работа регулируется правом, и нужно разбираться не только в медицине, но и во множестве юридических нюансов.

«Да и вообще, в профессии участкового сельского врача я считаю главным – быть суперуниверсалом во всех областях. Поскольку специфика сельского врача, узкого специалиста – в его многозадачности. Он должен быть готов к тому, что по своему профилю будет принимать решения один – другого коллеги его специальности рядом не окажется». 

Фото: Сиб.фм

А нагрузка, между тем, в малых городах и сёлах нешуточная. Так, вспоминает медик, до её прихода в больнице, а значит, и во всём районе долгое время не было врача-психиатра.
Ну, и ещё один «побочный эффект» работы сельского врача – в его неизбежной публичности, ведь в небольших населённых пунктах мир ещё теснее, и все друг у друга на виду. 

«Своих пациентов мы видим не только в кабинетах на приёме, но и встречаемся с ними на улице, в магазине и так далее», – улыбается доктор. 

«Нужно очень сильно любить свою профессию»

Самое главное в профессии врача, считает Надежда Лыжина – это его высокие нравственно-этические качества, способность к сопереживанию. Только это позволит специалисту эффективно работать с пациентами. 

Фото: Сиб.фм

А единственной защитой от профессионального выгорания, по её мнению, является любовь к своему делу: 

«Нужно очень сильно любить профессию, которой ты занимаешься. У нас психика устроена таким образом, что нам не может надоесть или приносить страдание то, что мы любим. И это сохраняет наши эмоции, нашу энергию». 

Самую большую радость, поделилась врач, она испытывает, когда видит, что пациенту стало лучше: 

«Когда ты видишь, что с помощью твоего лечения человек изменился, у него изменилось качество жизни, он стал счастливым. Я – человек эмпатичный, когда другим хорошо, мне тоже хорошо». 

Нам пора прощаться. Напоследок интересуемся, есть ли универсальный приём от стресса? Как защитить себя от депрессии?

«Совсем обезопасить себя от этого мы не можем, так как не в силах предсказать, что с нами случится завтра. Но как раз в этой непредсказуемости, если об этом помнить, и заключается сила. Мы должны быть гибкими, готовыми к любым изменениям судьбы. Что это значит? Нужно понимать себя, понимать, на что я способен – каковы мои силы, резервы, что я могу. Начинать всегда нужно со своих ресурсов. Верить в то, чем мы сильны. И в этом искать поддержку. А потом, когда человек уже уверен в себе, с этим чувством приступать к решению остальных проблем», – говорит Надежда Лыжина. 

Материал подготовлен при поддержке АНО «ИРИ»