Примерное время чтения: 4 минуты
204

Со своим пухом. Новосибирские аграрии хотят отправлять продукцию за рубеж

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ на Оби №9 01/03/2017
Сельское население увеличивает поголовье уток и гусей
Сельское население увеличивает поголовье уток и гусей pixabay.com

Местный рынок давно уже стал тесен для аграриев. К тому же сбыт продукции за рубеж – это возможность заработать валюту. Но те, кто делает первые шаги, говорят о трудностях.

Как продвинуть?

«Рынок Юго-Восточной Азии огромен, но внедриться в него сложно, – признаётся Александр КВАШНИН, руководитель департамента агрохолдинга «Сибирский премьер». – Мы продаём колбасу и мясную продукцию птицы в Казахстан, Вьетнам, Монголию, КНР. Но чтобы заключить договоры, пришлось участвовать в многочисленных выставках в Пекине, Ханое, а это дорогое удовольствие. Считаю, чтобы успешно продвигать сибирскую продукцию, нужно создавать в КНР совместные торговые дома, как это было в Германии».

Есть в регионе фирма, которая занимается переработкой утиного и гусиного пуха. Покупают сырьё в Купинском, Баганском, Здвинском, Доволенском районах НСО, где много озёр. «В прошлом году поставили 400 тонн пуха экстра-класса в Германию, Венгрию, Польшу, Японию, – рассказал Александр АВИК, директор ООО «Сибирский пух». – Спрос растёт. Главное пожелание – чтобы Россельхознадзор держал нас в курсе всех нововведений по санитарным требованиям. Пусть будет эта информация на их сайте, чтобы мы не искали».

Сегодня из НСО экспортируют в Китай, Монголию, Азербайджан и страны Таможенного союза также зерно, мясо птицы, мёд, мороженое, гаммарус – корм для рыб, молочную продукцию. Поставки растут: в 2014 году экспорт был 1821 тонна, в 2015 – 2571 тонна, в 2016 – 8000 тонн. Но хотелось бы больше.

Между тем с 1 апреля 2017 года продавать за рубеж свою продукцию смогут только те компании, которые вошли в реестр российских экспортёров. Сделать это не так просто.

«Утверждён паспорт «Экспорта продукции», – говорит Алексей СЕВАСТЬЯНОВ, руководитель управления Россельхознадзора по НСО. – В мировой практике предварительно проводят аудит официальной системы надзора страны, из которой планируется поставлять продукты. Это не только данные мониторинга эпизоотии, но и инспекции. На птицефабриках зарубежные представители смотрят, насколько надёжна биологическая защита, какая обстановка в регионе по птичьему гриппу, африканской чуме и т. д. Во время таких визитов нередко выявляется, что российские специалисты не знают требований стран-импортёров».

Спрос на лён и чечевицу

Сегодня уже более полусотни местных предприятий получили сертификат, вошли в реестр экспортёров и могут вывозить свою продукцию, но делают это пока лишь 50%. Основной сдерживающий фактор – удалённость. «Затраты на доставку каждой тонны пшеницы – 30–40% от цены. Это делает наш товар неконкурентоспособным», – говорит Александр ТЕПЛЯКОВ, председатель правления ассоциации «Новосибирские элеваторы».

Как оказалось, рынки других стран ждут не пшеницу. Председатель рассказал, что в КНР успешно поставляли рапс, алтайский лён (последний, к сожалению, в НСО не выращивают). В Монголии, Армении, Афганистане ждут сою, чечевицу. «Цена за 1 тонну чечевицы – 40–60 тыс. руб., – подчеркнул Тепляков, – то есть выгодно даже при низкой урожайности. Чтобы аграриям получать больший доход, нужно вводить в севооборот новые культуры, в том числе и гречиху, и ячмень».

Но фермеры опасаются переходить на новые культуры. Нет ведь гарантий, что всё, что вырастили, будет принято, высушено, а главное – продано.

«Считаю, что нужно создавать экспортные сельхозкооперативы, – продолжает Тепляков, – которым обязательно оказывать господдержку. Сегодня многим предприятиям нужна техническая реорганизация, переоснащение их лабораторий новыми приборами».

Соберём предложения

Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор НСО:

– Точкой роста экономики региона может и должен стать АПК. Правительство РФ ставит перед аграриями задачу: обеспечить продбезопасность страны, увеличить экспорт. А для этого необходимо поднять урожайность. Мы над этим работаем. На экспорт нужно отправлять не только сырьё, но и продукты переработки, цена которых гораздо выше. Мы соберём предложения от фирм, которые уже продают свою продукцию за рубеж. Планируем создать бренд НСО, под которым местные предприятия будут выезжать на выставки в страны Юго-Восточной Азии.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах