Почему это происходит? В какие инстанции следует обращаться потерпевшим? Могут ли они рассчитывать на компенсацию?
Травма в пути
Большой резонанс вызвала трагедия, которая случилась 13 сентября на Красном проспекте Новосибирска. Напомним: ранним утром в районе площади Калинина автобус на полном ходу протаранил иномарку и зацепил еще несколько автомобилей, затормозивших на светофоре. Из-под капота помятой «Сузуки Солио» полыхнуло пламя. На заднем сиденье этой машины оказалась зажата 11-летняя девочка. Мать и водитель автобуса пытались вызволить ребенка из горящей машины. Не удалось…
Несколько ранее, 17 июля, на 52 км трассы М-53 в Мошковском районе Новосибирской области пассажирский автобус, выехав на встречную полосу, лоб в лоб столкнулся с КамАЗом и загорелся. Это ДТП унесло жизни пятерых человек, в том числе двух детей. Медицинская помощь понадобилась 18 пострадавшим. Десять были госпитализированы, из них шесть в тяжелом состоянии.
По каждому ДТП ведется специальная проверка. Но это случаи вопиющие. А сколько транспортных инцидентов проходят не замеченными никем, кроме самих участников? Например, свою историю поездки в автобусе, закончившуюся травмой, рассказала наша читательница.
— Это случилось в августе на улице Немировича-Данченко, — вспоминает Александра Данилина. — Я стояла на задней площадке большого корейского автобуса — номер КН 981, маршрут 203, который вдруг резко затормозил. Удержаться было невозможно, все стоявшие пассажиры попадали, как гроздья винограда.
Я улетела к дверям на самую нижнюю ступеньку. Как позже объяснил водитель, автобус «подрезала» иномарка. Однако номер иномарки не установлен и никто из нас ее не видел.
Поход по инстанциям
Одна пассажирка сломала ногу, а сама Александра получила перелом копчика. До сих пор женщина прикована к постели. Как утверждает Александра Данилина, на обследование и лечение уже потрачено порядка 10 тысяч рублей. Но возместить затраты ей никто не спешит. Куда следует обращаться пассажирам, пострадавшим в аварии, чтобы ускорить процесс возмещения выплат?
Следователь следственного управления дорожно-транспортных происшествий Ян ШЕИН поясняет:
— Если в результате ДТП есть пострадавшие, дело возбуждается автоматически. По этому конкретному ДТП сейчас идет расследование. В ходе следственного эксперимента предстоит установить, кто конкретно виновен. Потом потерпевшим нужно подать иск в суд. Если судебные органы вынесут соответствующее решение, страховая компания обязана выплатить компенсацию.
В общем, чтобы получить материальную компенсацию за утерянное здоровье и моральные мучения, жертвам ДТП еще предстоит походить по инстанциям. Печально, что на их месте завтра может оказаться любой новосибирец. Ведь ежедневно в погоне за пассажирским рублем на новосибирских дорогах ведутся гонки с участием пассажирского транспорта.
И остановить их проблематично. Чиновники ссылаются на несовершенство российского законодательства.
— В федеральном законодательстве не существует закона о транспортном обслуживании населения, — сообщает председатель правления саморегулируемой организации «Транспортный союз Сибири» Валерий ИЛЬЕНКО. — По этой причине приходится довольствоваться областным.
Правда, в его рамках штраф за нелегальный перевоз пассажиров увеличен в десять раз: для физлиц он составляет от 30 до 50 тысяч рублей, для юрлиц — от 50 до 150 тысяч. По замыслу депутатов, столь существенное увеличение штрафов за это административное нарушение должно отбить у нелегальных перевозчиков охоту заниматься бизнесом. Предприняты и другие меры.
После недавних массовых проверок состояния пассажирского транспорта, проведенных на дорогах Новосибирска, около 5% подвижного состава вернулось в гаражи. Как уточнил заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Денис ЖДАНОВ, с пассажирского транспорта было снято 118 номеров.
После ремонта эти транспортные единицы снова прошли технический осмотр и инструментальный контроль. Сейчас все они работают на линии.