На глазах у зевак два автомобиля подрезают иномарку, которая вынуждена остановиться. Пассажиры всех трех машин покидают их и начинают общаться на тротуаре. Но уже через несколько секунд на этом месте оказываются два патрульных автомобиля полиции: «На землю! Руки на голову!»
Сотрудники Центрального РОВД, рядом с которым произошел инцидент, сработали оперативно.
Проходит несколько минут, и зеваки разочарованно расходятся — всех задержанных почему-то отпускают, предупредив на прощание: «Еще раз так «поиграете» — задержим».
— Этот смешной случай произошел, когда, играя в стритчеллендж, участники загнали «лису» возле РОВД. Но такой случай — скорее исключение. У игроков есть несколько табу, одно из которых — не нарушать ПДД, — рассказывает Павел ФИЛАТОВ, постоянный участник автоквестов (игр на автомобилях).
Реальный автоквест
Днем Павел Филатов — научный сотрудник, работающий в области иммунодиагностики инфекционных заболеваний. А вечером он нередко становится азартным игроком, причем играет не в компьютерные, а реальные автоигры для взрослых. Участвуют в них среднем около 25 машин, но как-то на одну из игр в Новосибирске собралось больше 100 экипажей. Это активные люди, которые немного свысока относятся к тем, кто проводит свой досуг, лежа на диване.
Видов автоквеста, в который любят играть новосибирцы, множество. Например, «Сафари» («Охота») чем-то похож на «пятнашки». Несколько машин становятся условными «зайцами» и «лисами» — они помечены соответствующими виниловыми рисунками и должны убегать. Территория «леса» не выходит за рамки определенного района. «Охотники» должны найти «зверей», подъехать и поморгать фарами в знак того, что животное «убито». Цель — отловить всех «зверей».
Играют новосибирцы и в другие автоигры. Стритчеллендж — это классическая автомобильная игра. На старте участники получают легенду, в которой зашифровано место расположения следующего контрольного пункта, или чекпоинта. Способы шифрования самые разнообразные: от фотографии места до сложнейших логических загадок или вопросов на знания в различных областях (по истории города, географии и т. д.). Разгадав загадку, необходимо найти место, где обычно стоит автомобиль организаторов с включенной аварийной сигнализацией. Там участники получают следующее задание. А еще они могут включиться в веселые соревнования: например, кидать валенки, лепить снежных баб, печь блины... Большое значение в автоиграх имеет знание города. Экипаж состоит как минимум из водителя и штурмана, а чаще из 3–4 человек. Побеждает команда, которая выполнит все задания раньше других и первая приедет на финиш.
Павел вспоминает единственный случай, когда, играя в стритчеллендж, ни один экипаж не смог дойти до финиша.
— Хотя многие хотели во чтобы то ни стало дойти до конца, — продолжает он. — Но организатор позвонил всем и сказал, что время вышло. Нам было очень обидно, потому что на одном месте мы кружились минут 40 и не могли найти следующий КП. Когда приехали на финиш, там с унылым видом сидели все команды. «Ни одна команда не уложилась в квалификационное время», — объявил организатор. Но когда стали выяснять маршрут на одном из квестов, оказалось, что человек, который писал легенду, в одном месте перепутал и отправил всех налево. А нужно было направо.
Игра «Кладоискатели» — это расширенный поиск «кладов» по городу. Задание или карта обычно выкладываются в сети Интернет. Все участники, а количество их не ограничено, ищут «клад» на территории города. Тот, кому его удается найти, может взять «сокровище», но должен положить что-то взамен — например, компакт-диск с музыкой, детскую игрушку, ракетку для настольного тенниса. Счастливчик, нашедший клад, придумывает следующее задание.
— В награду, — продолжает Павел, — удачливый экипаж получает диплом. Если удается привлечь спонсоров, победитель получает хороший приз — аудиотехнику, подарочный сертификат, автомасло. Но главное, конечно, не это, а ощущение азарта, удовольствие от командной игры, от того, что смог выполнить сложное задание и сделал это быстрее остальных.
Найди код в Париже
«Энкаунтер» — непростая игра. Задания участники получают через Интернет. Команда может состоять из одного или двух полевых экипажей и штаба (квартиры, где есть компьютер), который располагается стационарно где-то в городе. Экипажи двигаются по маршруту и снимают коды, а в штабе находится мозговой центр, который расшифровывает задания. Фонари, рации, одежда, которую не жалко запачкать, ноутбук, GPS-навигатор, веревка, лодка — вот далеко не полный список того, что может понадобиться в этой игре.
— Бывало, что код размещался во Владивостоке, Новокузнецке и даже в Париже, — вспоминает Павел Филатов. — Приходилось срочно искать людей, которые могли бы отправиться по адресу и снять код. С подобной же просьбой к нам иногда обращаются поклонники автоквеста из других городов. Если там идет игра, а у нас только 4 утра, мы можем подняться и поехать, к примеру, в Толмачево.
После введения полученных кодов на сайте команда получает следующее задание. Нередко коды скрываются в каком-нибудь подземелье, коллекторе, на стройке или в заброшенном доме. Эта игра может длиться 12–18 часов.
Девушки — на равных
Еще одна игра называется Garbage (мусор). Суть: выдается легенда, ориентируясь на которую нужно за три часа собрать определенное количество необычных вещей. Например, монокль, старую хоккейную клюшку, шар для боулинга, газету за 1973 год. За каждую вещь экипаж получает бонус. Все начинают думать: где можно найти такие вещи? Хоть это и сложно, находят и привозят их к финишу.
Игра «Самогон». Здесь нет чекеров — людей, которые стоят в указанном месте, ожидая участников. В легенде сразу указаны все места, где можно получить информацию: например, на какой-нибудь табличке госучреждения нужно списать три буквы, в следующем месте — еще две и т. д. Побеждает тот, кто по полученным буквам догадается, где место финиша.
— Некоторые экипажи, — продолжает Павел, — догадываются по трем буквам. Иные тупят и не могут понять, зная все 12 букв. Однажды наш экипаж пришел к финишу раньше организатора, который еще отправлял со старта других. И это было очень приятно!
Как правило, в автоквест играет молодежь. Причем обоих полов. Увлеченных этим направлением девушек порядка 40% от всех играющих. В Новосибирске был знаменитый женский экипаж, который нередко приходил к финишу первым, оставляя парней позади. Так что утверждение, что у женщин своя, особая логика — всего лишь миф, порожденный мужским шовинизмом.
— Благодаря челленджам, — продолжает Павел, — хорошо узнаешь свой город, учишься быстро ориентироваться, расширяешь свой кругозор. В автоквесте многие нашли хороших друзей и даже супругов. Я знаю несколько семейных пар, которые познакомились таким образом. Правда, большая часть экипажей, которые начинали играть в автоквест несколько лет назад, уже обзавелись детьми и сейчас играют очень редко. Но некоторые команды приезжают на игры семьями и с детьми.
Несколько раз автоквестеры организовывали благотворительные акции. Все вырученные от игры деньги направлялись в детские дома Новосибирска и области.
Словарь игрока:
Штаб — мозговой центр, который координирует маршрут экипажа, помогает в решении разнообразных и сложных заданий.
Легенда — задание на игру, загадка, указывающая на место в городе.
КП, чекпоинт — контрольная точка, место в городе, где участники получают следующее задание.
Агент, чеккер — представитель организатора игры, которого необходимо найти, чтобы получить очередное задание.