Первый день зимы в Сибири – не календарный, а по погоде – традиционно называют «днём жестянщика» – количество автоаварий возрастает многократно. Почему автолюбители никак не могут приспособиться к усложняющимся в холодное время года дорожным условиям?
То, что вы сейчас прочтёте, – не анекдот, а реальный случай из жизни. Разговаривают владельцы двух столкнувшихся машин. Один недоумевает: «Я вчера переобулся в новую шипованную резину. Почему не смог затормозить – не понимаю». Второй развивает тему: «У меня AБC, и я тоже был уверен, что остановлюсь до столкновения».
А вы, друзья, как ни садитесь…
«Водители не только не владеют необходимыми для сибирских дорог навыками вождения, но даже не знают основы физики – из-за этого не могут правильно рассчитать дистанцию, вычислить момент, когда нужно начать торможение, наде-ются на технические средства безопасности, не представляя при этом, как они работают», – сетует Виктор ЖИГУЛИН, директор Центра высшего водительского мастерства. Он считает, что в учебных программах автошкол недостаточно внимания уделяется вопросам контраварийной подготовки.
Впрочем, о каких приёмах руления и торможения мы говорим, если, по наблюдениям Жигулина, иные водители не имеют представления даже о правильной посадке. Большинство мужчин сидят за рулём полулёжа. В такой позе невозможно быстро предпринять резкий манёвр. Женщины, наоборот, стараются максимально близко придвинуться к рулю, чуть ли не грудью на него навалиться. В аварийной ситуации такая посадка может привести к перелому рёбер, особенно если не пользоваться ремнём безопасности.
Бди!
Виктор КИСЕЛЁВ, руководитель клуба автотуризма «Сибирь», согласен, что у выпускников автошкол недостаточно навыков вождения, но: «Водительский опыт приходит примерно через три года, если ездишь каждый день в любую погоду – начинаешь чувствовать дорогу, машину. Однако три года учиться в автошколе – это нереально».
Поэтому главное, считает Виктор Киселёв, не надеяться на шипы, систему АБС и прочие гаджеты, хотя «переобуваться», безусловно, надо вовремя, а «включать голову» и соблюдать дистанцию: «В моей практике много лет назад был случай. Светофор переключился с жёлтого на зелёный, я был уверен, что водитель, стоящий впереди, тронется – и отпустил тормоз. А он не тронулся. Меня признали виновным в аварии».
Бывалый автотурист советует, передвигаясь по зимним дорогам, просчитывать свои манёвры «на десять ходов вперёд» и помнить при этом, что другой участник движения может совершить вовсе не тот манёвр, который вы от него ждёте.
Мнение эксперта
Сергей СТРАДЫМОВ, старший офицер по работе со СМИ ГИБДД НСО:
– Начинающим водителям, особенно тем, кто закончил автошколу летом, я бы посоветовал свести к минимуму зимние поездки по оживлённым городским улицам или, по крайней мере, выехать 3–4 раза с инструктором. А уж потом приступать к самостоятельному вождению.
На самом деле безопасное вождение в зимнее время – это не так сложно. Оно базируется на трёх китах: правильная дистанция, правильная скорость и исключение резкого торможения, которое делает автомобиль неуправляемым. Минимальная дистанция зимой между вашим и впереди идущим автомобилем – полтора корпуса. И главное, выбирайте безопасную скорость с учётом погодных и дорожных условий.
По технической части советую быстрее «переобуть» летнюю резину на зимнюю, обязательно залить в бачок омывателя «незамерзайку». Ещё перед наступлением холодов проверьте исправность аккумулятора – его следует подзарядить или поменять, чтобы он не подвёл вас в холода.