Примерное время чтения: 14 минут
281

Тарифы улетят? Какие последствия повлечёт либерализация тарифов ОСАГО

Эксперты обсудили проблему тарифов ОСАГО.
Эксперты обсудили проблему тарифов ОСАГО. / Дмитрий Даневич / АиФ

В пресс-центре «АиФ- Новосибирск» прошел круглый стол, посвященный тарифам ОСАГО. По расчётам Центробанка, после либерализации тарифов стоимость годового полиса ОСАГО может вырасти до 30 тыс. рублей. Часть экспертов полагает, что страхование автогражданской ответственности само себя изживёт, а в случае аварий водители, как и раньше, будут решать вопросы возмещения ущерба в суде. Как показал опрос читателей на сайте Nsk.aif.ru, большинство водителей уже приняли для себя решение ездить без полисов.

Я отпускаю тебя

– Какова позиция Центробанка относительно либерализации тарифов ОСАГО?

Член Совета директоров Банка России, Владимир Чистюхин: Одним из стратегических векторов развития ОСАГО мы выбрали либерализацию тарифов. Но обязательное условие для её старта – обеспечение доступности этой услуги на всей территории РФ и высокое качество оказания услуг по возмещению ущерба.

– В чём плюсы и минусы поправок, которые предлагают страховщики к Закону «Об ОСАГО»?

 

Председатель правления Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Геннадий Плотников: ОСАГО стало убыточным во второй половине прошлого года и в текущем году. В Новосибирской области за 9 месяцев уровень убыточности составил 131%. Взносы, которые получают страховые компании, – их недостаточно для  страховых выплат. Напрашивается вопрос: где взять деньги, чтобы обеспечивать своевременные выплаты страхового возмещения.

Вариантов несколько. Самый правильный подход – противостоять страховому мошенничеству. За прошлый год в НСО около 1,5 млрд руб. ушло на оплату судебных исков, инициированных страховыми посредниками, так называемыми автоюристами. Сегодня мы говорим о том, что нужно повышать тариф и решать вопросы доступности страховых полисов для автомобилистов. Эти вопросы возникли по причине разгула страхового мошенничества.

Но, я уверен, тарифы всё равно не будут отпущены. В любом случае будет установлен верхний и нижний  пределы. Таким образом, речь идёт об увеличении тарифного коридора. Сейчас он – 5%. Предлагается тарифный коридор увеличить до 25%. Исходя из этого, мы можем говорить, что тариф увеличится на 20–25%.

Председатель Федерации автолюбителей России в Новосибирской области, председатель Общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Вячеслав Ашурков: Повышение стоимости ОСАГО ляжет тяжким бременем на водителей. Мы совсем недавно испытали рост стоимости полисов. Это уже ударило по карманам автовладельцев.

Согласен, что у  страховых компаний много денег уходит по схемам мошенничества. Страховщики предлагают при ГУВД НСО создать специальный орган, сотрудники которого занимались бы расследованием автомошенничеств. Службы безопасности крупных компаний выявляют эти схемы и фактически приносят на блюдечке оперативникам. Но дальше ничего никуда не идёт!

В ситуации с ОСАГО необходимо вмешательство государства. Сейчас, по сути, автовладельцы оплачивают убытки страховщиков, возникшие по причине бездействия правоохранительных органов. И государство собирается окончательно устраниться от решения этой проблемы?! 

Управляющий партнёр общественной правозащитной организации «Потребдозор» Антон Тихонов: Страховые компании – коммерческие организации, которые своим существованием преследуют цель извлечения прибыли. Можно ли убрать у государства функцию установления тарифов и отдать её в руки лиц, для которых главной целью является извлечение прибыли?

Если мы ведём речь о мошенничестве, то надо обращаться в полицию, возбуждать уголовные дела. То, что уголовные дела не возбуждаются, говорит о плохой работе либо госорганов, либо страховщиков. Нельзя решать эти проблемы за счёт конечных потребителей!

Право воспользоваться услугами юриста имеет любой гражданин. Страховые компании занижают ущерб – это ни для кого не секрет. Поэтому люди идут к юристам. Страховщики, возьмите величину своих расходов и разделите: сколько денег идёт непосредственно на страховое возмещение, а сколько – на оплату судебных издержек и штрафы? Значительную долю своих средств вы тратите потому, что судом установлено, что вы были неправы.

В первоначальной редакции закона об ОСАГО пострадавший в аварии автовладелец мог выбирать: получить денежную компенсацию убытков или ремонт машины за счёт страховой компании. Недавно в целях  борьбы с автоюристами вы заменили денежные выплаты так называемым натуральным возмещением. То есть, борясь со своей внутренней коммерческой проблемой, вы ограничиваете потребителей в реализации их прав. Теперь вы настаиваете на очередном повышении тарифов ОСАГО.

Специалист Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Анатолий Плахтий: Денежную компенсацию получить можно. Но только в тех случаях, если машина не подлежит восстановлению. Кроме того, денежную компенсацию получают родственники погибших в аварии и пострадавшие, получившие телесные повреждения.

Здесь уместно будет добавить, что закон об ОСАГО не предусматривает прибыль страховых организаций от этого вида страхования. В структуре тарифной ставки есть «расходы на ведение дел» – 30%, из них 3% – в пользу РСА. Покажите, где написано, что страховая компания должна получать прибыль от ОСАГО? Нигде. Прибыль – за счёт других видов страхования.

ОСАГО себя изживёт?

– Не приведёт ли очередное подорожание полисов ОСАГО к тому, что большинство автолюбителей станут ездить без них?

Первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева: На примере стран, где подобная практика уже применялась, можно ожидать определённого скачка цен. Однако потом вступают в силу законы рынка, начинается конкуренция и тарифы снижаются. В любом случае ЦБ постарается сделать переход на свободные тарифы максимально плавным.

Начальник отделения административной практики УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Михаил Сафонов: За 9 месяцев 2017 года инспекторы ГИБДД в НСО выявили 45 тыс. 329 водителей, управлявших ТС без полисов ОСАГО. Это на 12 тыс. больше, чем в прошлом году. Таким образом, рост – на 36%. Я связываю это с тем, что полис стало купить труднее и дороже.

Анатолий Плахтий:

– На мой взгляд, нужно менять критерии, по которым сейчас рассчитывают тарифы ОСАГО. Сама эта аббревиатура расшифровывается как «обязательное страхование автогражданской ответственности». Ключевое слово – ответственность гражданина. Тогда почему тарифы начисляются исходя из мощности и возраста машины? И почему, если у меня два автомобиля, я должен два раза страховать ответственность одного и того же себя? 

Начальник отделения административной практики УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Михаил Сафонов: Согласен с теми, кто говорит о необходимости радикальных реформ в самом институте ОСАГО. Для жителей сельской местности, к примеру, требования этого института уже сейчас невыполнимы. Офисов страховых компаний там нет. В электронном виде получить полис очень сложно.

Кроме того, если полисы ещё подорожают – увеличится количество людей, которые ездят без полиса. На 23% увеличилось количество неочевидных ДТП, когда водители покидают место происшествия, боясь ответственности.

Я допускаю, что ОСАГО само себя изживёт.

Участники круглого стола считают, что нужно добровольное страхование ответственности автовладельцев.
Участники круглого стола считают, что нужно добровольное страхование ответственности автовладельцев. Фото: АиФ/ Дмитрий Даневич

Кстати
На 36% выросло количество автомобилистов, игнорирующих Закон «Об ОСАГО».

– Но как тогда будут решаться вопросы возмещения убытков при ДТП?

Михаил Сафонов:

– В случае отсутствия полиса виновник несёт ответственность в гражданском порядке. То есть тот, кто пострадал, подаёт в суд. Пока не было ОСАГО, так и было. Альтернатива – добровольно возместить ущерб.

Я считаю, что нужно добровольное страхование ответственности автовладельцев.

– И всё-таки как заполучить этот важный документ в нынешних сложных условиях?

Геннадий Плотников:

– Рекомендую приобретать полис в электронном виде. Система действует таким образом, что, если заявка не удовлетворена в одной компании, она переадресовывается в специальный колл-центр при РСА. Этот центр находит компанию, в которой можно купить полис.

Полис покупать не за 1–2 дня до окончания действия предыдущего. Надо побеспокоиться за месяц. Заблаговременно пройти техосмотр. В письменном виде написать заявление. На основании этого заявления вас поставят на очередь.

Обеспечить доступность полиса ОСАГО – задача на 2018 год.
Обеспечить доступность полиса ОСАГО – задача на 2018 год. Фото: АиФ/ Дмитрий Даневич

Вячеслав Ашурков:

– Я приобретал полис через страхового брокера, заплатив сверху 1 тыс. руб. Раньше эти брокеры были на зарплате у страховых компаний. Теперь они не получают зарплату, а берут её с клиентов.

Виртуальный полис, к сожалению, существует только виртуально – на сайтах страховых компаний стоит фильтр для  невыгодных клиентов. Если у вас старая машина, а вы – молодой водитель или, наоборот, человек старше 60 лет, то, как только вы вводите информацию об этом в систему, она зависает – и всё.

Как бы я сделал, если б мне отказали в приобретении полиса? Я написал бы претензию в страховую компанию и надзорный орган – Центробанк. Срок рассмотрения  претензии – 10 дней. В этой претензии я укажу, что буду вынужден ездить на такси все 10 дней. А потом я найму автоюристов и так накажу эту страховую компанию, что ей мало не покажется!

Виртуальный полис, к сожалению, существует только виртуально.
Виртуальный полис, к сожалению, существует только виртуально. Фото: АиФ/ Дмитрий Даневич

– Что должно измениться в организации бизнеса страховых компаний, чтобы полисы ОСАГО стали доступными?

Геннадий Плотников:

– Обеспечить доступность полиса ОСАГО – задача на 2018 год. Сейчас по всей стране идут совещания под руководством Генпрокуратуры. Чего мы от них ждём? Что будет, наконец, остановлен процесс растаскивания страховых резервов страховыми посредниками. Как только эта проблема будет решена, у нас могут открыться дополнительные офисы продаж, появятся дополнительные сотрудники. Таким образом, страховщики повернутся лицом к потребителям.

Языком цифр
6,5 тыс. руб. – средняя стоимость полиса ОСАГО на 1 год в НСО 10 тыс. руб. – максимальная стоимость полиса ОСАГО на 1 год в НСО До 30 тыс. руб. может вырасти стоимость полиса ОСАГО на 1 год в НСО в случае либерализации тарифов.

Фото: АиФ
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах