Журналист «Аргументы и факты на Оби» Оксана Смирнова пообщалась с первым руководителем строительства метро в Новосибирске Михаилом Немилостивых.
Под землёй увидели небо
Тридцать лет назад, 28 декабря 1985 года, в Новосибирске завершилось строительство первой очереди метро. Сданы были первые пять станций – от Красного проспекта до Студенческой. Это было первоеи пока последнее в Сибири метро.
Строительством новосибирской подземки в те годы руководил Михаил Немилостивых, который по распределению приехал в Новосибирск в 1980 году. В «наследство» ему досталась одна символически забитая свая на месте будущей станции метро «Октябрьская». Прародительница метрополитена к тому времени почти полгода простояла в нетронутом виде после митинга по случаю начала большой стройки.
«В январе 1980 года, поработав уже четверть века на строительстве крупных оборонных объектов– подземного комбината в Красноярске и укрытия для атомных подлодок в Приморье, я был назначен руководителем строительства Новосибирского метро, –рассказывает Михаил Михайлович.– Мне было 48 лет. Хотя это считается вершиной человеческой зрелости, и к тому времени у меня был накоплен большой опыт работы. Но всё равно приступать к строительству первого в Сибири метро было всё-таки страшновато. С чего начать? Как не разменяться на мелочи и не затянуть сроки строительства подземки, которую так ждал весь город?»

Как вспоминает Михаил Немилостивых, главная проблема, с которой сразу же столкнулись, – отсутствие практики. Перенимать опыт строительства ездили в Москву. Первое время в Новосибирске метро рыли тоннельным щитом, модель которого применяли в строительстве московской подземки еще с 1932 года.

Первый тоннель для метро прокладывали от станции «Октябрьская» к «Площади Ленина». Следующий – от «Красного проспекта»к «Площади Ленина» рыли уже другим щитом, где ручной труд частично заменялся механическим. Работали сначала в две, а потом и в три смены, круглосуточно. Но не всё выходило гладко.
«Был такой случай, – признаётся экс-начальник метростроя. – Особенность новосибирского метро – в неглубокой закладке, глубина тоннелей всего 6–8 метров. Однажды это преподнесло нам неприятный «сюрприз» – неожиданно обвалился грунт. Приехали утром осмотреть тоннель, а сверху – большая дыра зияет. Из-под земли небо было видно. Оказалось, что в том месте в грунте было много песка и он легко осыпался. ЧП быстро устранили, а чтобы оно не повторялось, фиксирующие кольца стали устанавливать сразу».

Зато небольшая глубина новосибирского метро позволила использовать автотранспорт в подземном строительстве. «Грузовики задним ходом спускались в тоннель по наклонному спуску, забирали вырытый грунт, ехали до котлована, там разворачивались и вывозили землю наружу, – рассказывает Михаил Михайлович». Это очень облегчало работу.
Сначала неделю катали начальство
Строительство метро в городе одновременно велось на пяти станциях – от «Красного проспекта» до «Студенческой». Пока в одной рыли тоннель, в других забивали сваи, вели подготовительные работы.
«Весь центр города был перекрыт высоким забором, за периметр стройки вынесены инженерные коммуникации, что само по себе уже было большой работой, – рассказывает Михаил Михайлович. – Строительные заборы выросли в четырёх районах города одновременно. Транспорт пустили по объездным путям, но пробки в городе выросли ещё больше. Пешеходам тоже приходилось «наматывать» лишний круг, чтобы обойти стройку. Особо находчивые норовили срезать путь – под бетонным забором даже прорыли подкоп, который пришлось перекрыть. Недовольные были и среди городского начальства. Несколько раз мне выговаривали: что это такое – весь город перекрыт, ни пройти, ни проехать! А я отвечал: так давайте и правда – сначала одну станцию, потом другую и третью строить будем. Потихонечку да помаленечку, может, и запустим метро через полвека».
Такой аргумент действовал и на начальство, и на жителей города. Всем хотелось, чтобы метро в Новосибирске появилось как можно скорее. Первую очередь подземки построили за шесть лет. В строительстве, кстати, участвовали не только инженеры и рабочие, но и простые новосибирцы. «Работников предприятий не раз просили выйти на субботник, помочь убрать строительный мусор с площадок перед открытием, – вспоминает Михаил Немилостивых. – Работали с интересом, хотелось посмотреть, наконец, что же там – под землёй».

Строительство станции метро «Речной вокзал». Фото предоставленно Новосибирским государственным краеведческим музеем
28 декабря 1985 года первая очередь метро в Новосибирске была достроена. Но пассажиры не заходили в подземку ещё неделю. Всё это время на поездах новосибирской подземки катали начальство. «Не интереса ради, а чтобы протестировать на себе», – поясняет Михаил Михайлович.
Первые пассажиры зашли в метро 7 января 1986 года. «Люди радовались, обнимались», – вспоминает первый начальник Новосибирского метростроя. Проезд на метро в те годы стоил всего пять копеек, так что спускались в метрополитен часто из любопытства». В поездахв те годы можно было увидеть и красочную карту метрополитена вместе с запланированными станциями. Из открытых источников известно, чтов 1981 году была принята и утверждена Советом министров СССР Генеральная схема развития Новосибирского метрополитена. Она предполагала строительство 5 линий общей протяжённостью более 90 км (60 станций).
Но после 1995 года удалось построить лишь 3 станции, а с 2011 года строительство метро в Новосибирске вообще остановилось.Между тем мегаполис в последние годы на грани транспортного коллапса. Подземка могла бы значительно облегчить ситуацию.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть