Примерное время чтения: 6 минут
732

За что кошмарят малый бизнес? Кто поможет индивидуальному предпринимателю?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ на Оби №36 06/09/2017
Эксперты считают, что споры бизнеса и банка необходимо решать в суде
Эксперты считают, что споры бизнеса и банка необходимо решать в суде / Алексей Витвицкий / АиФ

Банк заблокировал счёт индивидуального предпринимателя. Мало того что сам по себе инцидент неприятный, но он ещё имел для бизнеса последствия: мужчина вовремя не мог расплатиться с подрядчиками, с работниками. 

Служба безопасности решила

Новосибирский индивидуальный предприниматель (ИП) Владимир Алексеев (имя по его просьбе изменили) рассказал, что всё началось со звонка на его сотовый телефон: «Позвонил мужчина, который представился сотрудником службы безопасности одного известного банка и начал задавать, на мой взгляд, странные вопросы: о том, ведётся ли у меня деятельность, снимал ли я наличные деньги и есть ли у меня офис. Но из чувства безопасности я никогда не обсуждаю такие вещи непонятно с кем по телефону. Поэтому я ответил, что ничего не ведётся, всё закрыто. После этого у меня заблокировали счёт в банке.

Когда мой бухгалтер пыталась выяснить, в чём дело, ей руководитель юротдела банка пояснила, что это решение службы безопасности. И теперь мне лично необходимо прийти в офис, чтобы  доказать, что на самом деле деятельность ведётся. Бухгалтер предложила сотруднику банка посмотреть выписку из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юрлиц) или позвонить контрагентам, ведь банк видит все проводки и расчёты – кому и сколько моя фирма платит с расчётного счёта...

Затем пришло письмо на мою электронную почту с требованием предоставить ряд документов в 7-дневный срок, подтверждающих, что моя фирма не однодневка и на самом деле работает. Кстати, в этом письме было написано: если документы не будут предоставлены в срок, счёт заблокируют. Но в том-то и дело, что счёт уже был заблокирован!

Позже во время беседы с сотрудником службы безопасности банка мне настоятельно рекомендовали не снимать наличные деньги, а пользоваться карточкой. Но бизнес у меня небольшой (оборот в месяц чуть больше миллиона рублей), и наличные мне нужны, так как ни в каждом районе есть банкоматы. И разве наличные у нас в стране под запретом?

Сотрудник банка пообещал разблокировать мой счёт, но не сделал это даже через три дня. Вместо этого банк запросил дополнительные документы – я их предоставил. Но снова ничего не изменилось. Пришлось мне опять звонить и добиваться… В итоге мой счёт открыли только через 10 дней и даже не извинились. Между тем за это время были сорваны два договора поставок, я не говорю уже об испорченных нервах и потерянном времени. Я не нарушаю законодательства, всегда налоги плачу вовремя и в полном объёме и не понимаю: почему такое отношение?»

Имеют ли право?

Чтобы разобраться в ситуации, редакция сделала запрос в ЦБ. Как объяснили в пресс-службе Банка России, видимо, финансовая организация руководствовалась федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Блокирование на счёте средств применяется банками, если клиент включён в перечень организаций и физлиц, в отношении которых есть сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Либо по ИП принято решение межведомственного координационного органа (МКО), который противодействует финансированию терроризма. Для того чтобы разблокировать счёт, необходимо лицо исключить из перечня либо отменить  решения МКО.

Но если клиент не был внесён в этот перечень и нет соответствующего решения МКО, то речь идёт просто об отказе банка выполнить операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счёт лица). Такое право предоставлено кредитным организациям (п. 11 статьи 7 115-ФЗ) в том случае, если клиент не предоставил необходимых документов, а также в случае, если у работников банка возникают подозрения, что операция совершается для отмывания доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма. Причём банк самостоятельно принимает решение о том, каким образом, в какой момент информировать клиента о принятых мерах.

Справка: Куда жаловаться?
Споры бизнеса с банками необходимо решать в суде. Также с жалобой на действия финансовой организации можно обратиться в Банк России: в письменной форме по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12; через интернет-приёмную на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru) в сети Интернет. Можно лично привезти обращение в Банк России по адресу: Москва, Сандуновский пер., д. 3, стр. 1.

Мнение эксперта

Крупные суммы – под подозрением

Помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей в НСО Елена Дрягилева:

– В аппарат поступало несколько обращений предпринимателей о блокировке их счетов коммерческими банками. Рассмотрение этих споров в судах. Но поскольку случаи носят массовый характер, мы провели анализ законодательства. 

По законодательству обязательному контролю подлежат операции, если сумма превышает 600 тысяч рублей. Причину блокировки операций необходимо уточнять в банке. Зачастую банк сначала запрашивает у клиента документы, подтверждающие совершение крупных сделок. Хотя многие банки делают это добровольно, ведь таких обязательств у них нет. В связи с этим в декабре 2016 года новосибирским уполномоченным президенту РФ были направлены предложения о дополнении в ФЗ. Если бы их ввели, то банки обязаны будут предоставлять клиентам информацию о блокировании, о приостановлении операций и т. д.» 

Мнение эксперта:

Штраф - за бездейтствие

Начальник ОФМиВК ФАКБ «Абсолют Банк» Елена Дягилева:

В нашем банке у ИП (согласно Правилам внутреннего контроля) могут заблокировать счёт при наличии сомнительных операций, отсутствии дополнительной информации от клиента по нашему запросу. Предупреждать об этом клиента мы не обязаны по законодательству РФ.

За бездействие банка при подозрении, что клиент может  отмывать доходы, полученные преступным путём, или финансировать терроризм (КоАП РФ: статья 15.27, статья 15.39), грозит административный штраф на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на юрлиц – от 200 до 400 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

Советы эксперта

А кто возместит убытки?

Адвокат Новосибирской областной коллегии адвокатов Ольга Буковская:

– У банка, видимо, возникли сомнения в том, что снятие со счёта ИП средств обусловлено характером его хозяйственной деятельности. Банк вправе выяснить, законны ли источники поступления денег и обоснованность их снятия. Но контроль не должен приводить к нарушению прав ИП. На мой взгляд, банк допустил неправомерные действия, в результате которых права ИП были нарушены.

Во-первых, выяснение подробностей о деятельности ИП по телефону считаю недопустимым, ведь удостовериться в том, есть ли полномочия у звонившего, невозможно. Если у службы безопасности возникли вопросы, нужно провести переговоры.

Во-вторых, телефонный разговор не может быть основанием для ограничения доступа к расчётному счёту. В-третьих, ИП получил запрос документов, которые должен был предоставить в течение 7 дней. Однако доступ к счёту был ограничен до этого и без предупреждения. В-четвёртых, оборот наличных денег в РФ не запрещён. Поэтому предприниматель вправе снять со своего счёта доходы в наличной форме, если он вовремя платит налоги. Полагаю, что предприниматель может обратиться в банк с претензией о возмещении убытков. 

Что в итоге?
Местные банки отказались комментировать ситуацию. Некоторые пояснили, что она очень щепетильная.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах