В Новосибирске усатая принцесса в детском спектакле «Первого театра» стала причиной ЛГБТ-скандала. В министерстве культуры Новосибирской области заявили, что постановка вызвала неоднозначную оценку аудитории, и проверят спектакль во время очередного показа. Подробности — в материале «АиФ-Новосибирск».
«Мужик с усами»
Премьера нового спектакля «Принцесса и Людоед» прошла 29 и 30 октября. В анонсе говорится, что это постановка в жанре «хоррор» для зрителей возраста 6+. В основе лежит стихотворение Генриха Сапгира, которое поставила на театральной сцене режиссер Полина Кардымон. Именно она и сообщила в своем Telegram-канале о том, что вокруг спектакля начался нездоровый ажиотаж. По словам Кардымон, на спектакль пожаловались и попросили проверить его на ЛГБТ.
«Доносчиков возмутило, что в детском спектакле принцессу играет мужик с усами. Теперь в минкульте собирают какую-то этическую комиссию, чтобы посмотреть и понять… есть ли в этом действе "пропаганда ЛГБТ" или нет», — написала режиссер.
Полина Кардымон также подчеркнула, что в постановке нет ни одной актрисы. Там играют два главных актера, а также их клоны. Они превращаются в разных персонажей, которых придумывают главные герои, в том числе и в принцессу.
После шумихи режиссер заявила, что была вынуждена закрыть свой публичный Telegram-канал якобы из-за травли.
Была одна жалоба
В министерстве культуры Новосибирской области подтвердили, что жалоба на спектакль была, но всего лишь одна. Зритель попросил прокомментировать концепцию художественного высказывания, связанного с выбором образа принцессы, которую исполняет актёр-мужчина.
«Действительно, постановка вызвала неоднозначную оценку аудитории. Многие из тех, кто посмотрел премьеру, положительно отозвались в публичной плоскости (в том числе в социальных сетях) о данной режиссёрской находке, другая часть сочла приём неуместным», — сообщил заместитель министра культуры Григорий Милогулов.
Он отметил, что ведомство не может формировать этическую комиссию, которая оценила бы художественную ценность спектакля. Однако по его поручению 20 ноября экспертно-театральное сообщество региона и члены Общественноо совета при региональном минкульте просмотрят спектакль, после чего состоится его обсуждение.
«Реакция времени»
Руководитель департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова отметила, что приём переодевания с давних пор использовался как на театральной сцене, так и в телевизионных шоу.
«Мы с вами выросли на "Городке", где Олейников со Стояновым постоянно переодевались. Цискаридзе тоже танцует у нас в НОВАТе в женском костюме (балет "Тщетная предосторожность"), это абсолютно оправдано и всегда использовалось в постановках», — сказала вице-мэр.
По словам Анны Терешковой, сложившаяся вокруг спектакля ситуация является реакцией времени. Да и жалобу, которая, скорее всего, связана исключительно с исполнением роли принцессы мужчиной, не стоит рассматривать так серьезно, считает политик.
«Учитывать замечания, может быть, и стоит — дети действительно могут не понять какие-то вещи, но не более того», — отметила Анна Терешкова.
Старший преподаватель гуманитарного института Новосибирского государственного университета Людмила Буднева в беседе с «АиФ-Новосибирск» привела несколько примеров, когда в театре и кино женские роли исполняли мужчины.
«Да, в древнегреческом театре все роли исполняли мужчины — роли богов, лягушек, облаков. Но там совершенно другая была ситуация, так как у женщины было другое предназначение — хозяйки дома и матери. Лучше проводить аналогии с театром времен Шекспира, в частности, вспомнить трагикомедию "Влюбленный Шекспир". Или взять фильм "Не бойся, я с тобой" режиссера Юлия Гусмана. Там — Азербайджан 19 века, а один из героев исполняет женскую роль. Азербайджан, конечно, более современный, но мусульманский и с определенными обычаями. Ну а Георгий Милляр — это лучшая советская Баба-Яга», — отметила Людмила Буднева.
По словам эксперта, культура живет по своим собственным законам, а государство и общество пытается периодически ее регулировать и диктовать свои условия.
К слову, режиссер нашумевшего спектакля Полины Кардымон уже заявила, что в постановке не планирует ничего изменять. В настоящий момент спектакль не снят с репертуара театра. На ближайший показ, который состоится 20 ноября, раскупили все билеты.