Примерное время чтения: 11 минут
9615

Андрей Звягинцев: «Нелюбовь» - это не фильм про русских. Он про людей»

Андрей Звягинцев после получения Приза жюри на Каннском кинофестивале
Андрей Звягинцев после получения Приза жюри на Каннском кинофестивале www.globallookpress.com

Корреспондент АиФ.ру Анастасия Медведева побывала на премьерном показае фильма «Нелюбовь» и поговорила с режиссером картины  Андреем Звягинцевым о том, что он хотел донести до зрителей  и какие творческие планы строит на будущее.

 «Нелюбовь» в Новосибирске

Показы в Новосибирске, родном городе режиссера,  проходили при максимально заполненных залах. Публика, пришедшая на премьеру, была совершенно разная и отзывы зрителей о картине сильно различались, тем более что сам фильм уже активно откомментировали как российские, так и западные медиа.

«Нелюбовь» вошла в основную конкурсную программу 70-го Каннского фестиваля и получила Приз жюри, подтвердив статус новосибирца Андрея Звягинцева как одного из лучших современных российских кинорежиссеров.

Сюжет фильма прост  - в его основе кризис семьи, которая неуклонно движется к разводу. Фильм полон напряжения, тяжелых эмоций и у зрителей вызывает разное отношение – от полного неприятия сюжета до попыток обобщить сюжет до масштабов страны, а рассказанную историю представить как политическую аллегорию.

«В каком впечатлении выходили зрители? Не в самом радужном настроении. Было много заплаканных лиц. Разные чувства видел – кого-то пробило, кого-то прибило. Одна зрительница даже сказала, что таким людям (главным героям - прим.ред.) надо запретить рожать. Но этот человек почему-то не заметил, что фильм о всех нас, в том числе и про нее», - прокомментировал Андрей Звягинцев реакцию новосибирской публики на его картину, подчеркнув, что в  фильме нет виноватых, нет злодеев, но есть изломанные люди, в которых каждый может разглядеть себя.

Образ разрушенного дома Звягинцев использует не в первый раз. Кадр из фильма "Нелюбовь"

По обственному признанию Звягинцева, все премьерные дни в родном городе ему приходилось очень много общаться. Корреспондент АиФ.ру побывала на встрече режиссера со зрителями и журналистами.

Анастасия Медведева, nsk.aif.ru: Почему именно эту тему вы выбрали для работы?

Андрей Звягинцев: Не могу сказать почему. Мне вообще трудно определить тему этой картины. Я никогда не иду от жанра или от темы. Это бы значило сузить историю до совсем простых вещей. Всех нас беспокоит то, что происходит в семьях близких, мы смотрим на происходящее вокруг – враги, чужие, соседи, разобщение, ненависть – это копится в голове и в какой-то момент в тебе рождается история. Ты не выбираешь как стратег, за что будешь браться. Она сама в тебе рождается и живет, а ты ее рассказываешь так, как можешь.

- Образ заброшенного дома идет лейтмотивом через весь фильм. Образ дома был и в «Левиафане». Это аллегория, которую вы хотите провести с судьбой человека? 

- Над образом дома я долго ломал голову – отказаться или нет от этого эпизода. Меня он мучал тем, что отчасти повторяет сцену из предыдущего фильма, только в «Левиафане» разрушение дома, а  здесь всего лишь ремонт. Но я сознательно его оставил, было трудно  от него отказаться. Не потому что это сквозная тема, и не потому, что мне хочется рассказать о каком-то разрушенном доме, обобщить этот образ до масштабов всей страны. Нет! Хотя многие пытаются сделать  именно такое обобщение.  Мы интерпретируем увиденное ровно так, как мы того заслуживаем. Мы не можем увидеть ничего другого, кроме нашего собственного мира. Поэтому я  всегда воздерживаюсь от комментариев по части чужих интерпретаций. Это как в жизни – каждый смотрит на жизнь и видит в ней свои грани. И каждый прав. Так же и в произведении должно быть устроено, потому что в противном случае это будет плоская агитка и указующий перст – вот посмотрите, так жить нельзя.  Понятно, что так жить нельзя. Но я не раздаю указания.

Аллегории и домыслы

- В фильме многие увидели две параллели – нелюбовь внутри семьи, которая иллюстрирует отношения в российском обществе в целом: нелюбовь  государства к гражданам. Это история про российское общество?

- Нет, разумеется! Это не российская история. Я бы не стал это утверждать. Это история взаимоотношений, которые могут случится в любой семье. Просто снят фильм  на русском языке, но многие мои зарубежные коллеги уже сказали, что это и про их общество тоже. Это не фильм про русских, это фильм про человека. Это универсальная история.

- Главная героиня в фильме, по мнению некоторых критиков – это собирательный образ настоящей России. Насколько такая параллель корректна с вашей точки зрения?

- Это только ваше представление. У меня другие представления об этой истории. Совсем другие! Единственной эмоциональной целью было желание, чтобы каждый зритель пришел домой и обнял своих близких. Это не приговор, не морализаторский тон, но призыв быть более чутким к своим друзьям, соседям, своим близким.

Андрей Звягинцев. Фото: www.globallookpress.com

Это работа от противного - ты видишь одну действительность, но жаждешь испытать другие чувства. Что касается надписи «Россия» в финальном кадре - расскажу откуда это взялось. Несколько лет назад было очень модно носить одежду с российской олимпийской символикой у совершенно разных людей, в том числе людей очень состоятельных.  Бывало  летишь в самолете, особенно если это  бизнес-класс, а тебя окружает чуть ли не целая сборная страны. При этом никакого отношения к спорту эти люди не имели. Другая метафизическая аллюзия – отсыл к гоголевской тройке. Она мчится, но ответа на вопрос «куда?» никто не знает.

Фильмы не имеют национальности. Но тем не менее, как вы считаете, может ли национальность повлиять на решение жюри, учитывая существующие антироссийские настроения в Евросоюзе?  Мешает ли этот аспект современному российскому кино быть объективно оцененным за рубежом и получать престижные кинопремии, например «Пальмовую ветвь» ?

- Я не знаю, правда не знаю. Фильм как раз об этом - что все вокруг виноваты. Давайте посмотрим на самих себя сначала.

А что касается призов – из 19 конкурсных картин в Каннах 12 фильмов не получили ничего. Поэтому приз жюри я оцениваю как большую победу. Я не вижу политизированности в этом решении. Культура - единое поле, нам самим в первую очередь надо перестать смотреть через призму политики.  Я не думаю, что члены жюри: Уилл Смит, Джессика Честейн, Педро Альмодовар или Паоло Соррентино оценивают картины потому что это «сделано в России». Я абсолютно в этом уверен, меня никто в этом не переубедит.

Я примерно понимаю, какие пристрастия у Педро Альмадовара по его фильмам. Моя картина полностью погружена в социальный быт, для Альмадовара она едва ли стала каким-то откровением. Что до оценок других членов жюри – Паоло Соррентино после показа сказал, что «Нелюбовь» своим финалом войдет в историю мирового кино. Я, правда, не до конца его понял, хотелось бы понять  какой именно финал он имел в виду, потому что даже для меня все не так очевидно (смеется).  Этот же приз получали такие картины как «Седьмая печать» Бергмана и «Приключение» Микельанджело Антониони. Уверяю вас – это мы сами политизируем все вокруг.

- После просмотра фильма все спрашивают – а что же случилось с мальчиком? Почему история не рассказана до конца?   

- Это или он или не он. Меня меньше всего интересует судьба мальчика. Зритель привык, что в финале получает все ответы. Но дело то не в этом. Дело в том, что происходит с самими персонажами и со зрителями. Вы представьте, что происходило бы с героями в реальном времени? Они получают приглашение на опознание за несколько часов до события и к моменту, рассказанному в эпизоде, уже прошли несколько кругов ада. Тут история еще про то, что такие страшные потрясения обычно ни к чему людей не приводят. Но это уже не про судьбу мальчика.

Планы на будущее.

- Вы не любите делиться планами, но обмолвились, что вам интересна история Великой отечественной войны. Учитывая то, что у вас уже сложился собственный язык повествования, как вы видите себе рассказ истории на эту тему? 

- Да, есть желание деполитизировать этот аспект нашей истории. Мне было бы интересно рассказать о человеке, как он старается выжить в условиях тотального ужаса, потому что война – это ужас. Как он встраивается в эти обстоятельства, как он дышит. Этой теме много лет, сценарий был написан еще в 2008 году. Я стараюсь двигаться вне исторического контекста, меня острые темы мало волнуют, но они иногда оказываются острыми – как например «Нелюбовь» очень сейчас актуальна, на мой взгляд.

Есть еще два других сценария. В одном события происходят в 1015 году, это Киевская Русь, в центре сюжета воин из дружины князя Глеба, который после смерти князя становится монахом. Сценарий написан в 2014 году и автор обещал не публиковать произведение, пока не снимем фильм. В другом сценарии события разворачиваются в 400 год н.э. на территории Древней Греции.  Но все эти проекты очень дорогие, высокобюджетные. Поэтому их реализация пока не понятна. А может быть что-то четвертое «выскочит».

- Читаете ли вы отзывы и насколько эти отзывы совпадают с вашими собственными оценками?

- После «Левиафана» - нет, я не читаю пустых слов, которые меня больно ранят, но ничего не дают. Читать неконструктивную злобу я не хочу. Я не участвую в жизни своих картин после того как их снял – это задача продюсеров.

- И последний вопрос - как часто в Новосибирск приезжаете?

- В Новосибирске бываю раз в три года. У меня нет никаких обстоятельств, которые бы меня сюда возвращали. Не приглашают, говорят: «Фильм как сделаете – приезжайте» (смеется).

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах