Журналист «АиФ на Оби» разбирался в космической грамотности и узнавал так ли необходимы уроки астрономии.
Уроки неба
Отсутствие астрономии как базового школьного предмета, по всей видимости, сказалось и на знаниях поколения, подросшего без её преподавания. По данным сотрудников новосибирского учебно-научного центра «Планетарий», сегодня 32% сибиряков считают, что Солнце вращается вокруг Земли, а 14% – уверены, что полный оборот вокруг Солнца наша планета совершает за месяц, а не за год.
В школе, где учился одиннадцатиклассник из Новосибирска Ярослав Петров, не было ни одного урока астрономии. Однако юноша, очарованный космосом, после 8 класса поступил в технический лицей СГУГиТ. На его базе работает планетарий. Ярослав уверен: его будущее связано с изучением космоса.
«Какая у меня будет профессия? Думаю, научный сотрудник, – делится планами юноша. – Собираюсь поступать в вуз, где буду заниматься теоретической физикой».
Однако у большинства школьников рвения нет – чтобы заинтересоваться небесными далями, необходим хоть какой-то стимул. А он из школьной жизни исчез вместе с уроками астрономии.
Ситуация с отсутствующим предметом в школах разная. Где-то преподают науку о звёздах в качестве факультатива. В большинстве ограничиваются лишь «первостепенными» предметами. Под потолком кабинета физики школы № 73 – небольшие разноцветные шары из бумаги – самодельные планеты, смастерённые учениками. Здесь устройство небес изучают уже в пятом классе – правда, в рамках естествознания и лишь по часу в неделю. Немного внимания предмету уделяется и в 11 классе.
Наталья Золотарёва, учитель физики, показывает немногочисленные страницы, посвящённые астрономии, в устаревшем учебнике физики для старшеклассников. «Содержание раздела, – сетует преподаватель, – давно не соответствует современным знаниям о космосе. Кроме того, авторы советского учебника предлагают начать изучение астрономии ученикам выпускного класса. Однако под занавес обучения знакомиться с наукой не очень уместно».
«Очень плохо, что астрономии как таковой сейчас в учебном плане нет, – вздыхает учитель. – Дети должны быть в курсе новых открытий. Например, сейчас говорят о появлении новой планеты, а они не знают даже, из чего состоят уже известные. Вообще, сложилась странная ситуация: мы космос развиваем, а астрономии в школе нет!»
За счёт чего?
Как будут вводить новый предмет на практике, никто пока не знает. Но учителя понимают, что нововведение повлечёт за собой немало хлопот: предстоит как минимум переаттестация и пересмотр учебного плана. «Добавлять новые часы в существующее расписание вряд ли будут, – говорят учителя, – а вот пожертвовать временем другого предмета, а значит, чьими-то рабочими часами, видимо, придётся».
Однако среди родителей учеников подобного единогласия нет. Во многих школах за неимением современных учебников и полноценной программы фактически упразднили существующие часы астрономии. Такая перемена произошла в том числе и по инициативе родительского сообщества.

«Не знаю, как дети будут справляться с программой, когда появится ещё один предмет, если уже сейчас они более чем загружены, – жалуется Анастасия, мама шестиклассника одной из новосибирских школ. – Я вижу, сколько им уже сейчас задают, а что будет к старшим классам? Ведь ещё и к выпускным экзаменам готовиться надо. Тут «обычных» предметов вполне достаточно, какая уж там астрономия!»
Впрочем, если астрономию будут вводить в объёме полноценного предмета, нововведение реализуется не скоро. Ведь одной лишь переподготовки учителей и даже перестановок в учебном плане в этом случае будет недостаточно.
«Вернуть астрономию в школы непросто, – считает преподаватель технического лицея СГУГиТ Виктория Дамм. – Кадров нет – педагогические вузы не готовят учителей астрономии. А чтобы серьёзно вести предмет, нужны специалисты. К тому же двух планетариев нашего города недостаточно на 270 школ».
По мнению преподавателя, для того, чтобы передать даже минимальные знания о космическом пространстве, одного часа в неделю, отведённого на урок в выпускном классе, будет мало.
«Эти знания нужно давать с первого класса и до одиннадцатого, – продолжает она. – Нужно, чтобы дети знали окружающий мир, понимали, что находится вокруг них, а потом углублялись дальше. Заинтересовать старших школьников намного труднее. Когда дети приходят в планетарий, у них появляется интерес к сказке – к звёздному небу. Взрослым школьникам это уже, как правило, неинтересно. Если после похода в планетарий не поддерживать в ребёнке возникший интерес, его астрономическое образование на этом закончится».
Юлия Моисеева
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть