Примерное время чтения: 7 минут
191

На новосибирском «Рождественском фестивале» состоялся праздничный завтрак

Сюжет Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске

В одном из фешенебельных ресторанов Новосибирска, за одним столом собрались настоящие звезды театрального небосклона – народный артист РСФСР Сергей ЮРСКИЙ, знаменитый молодой драматург Ярослава ПУЛИНОВИЧ, продюсер Роман ДОЛЖАНСКИЙ, театральный критик, эксперт театральной премии «Золотая маска» Олег ЛОЕВСКИЙ, артисты театра кукол им. Сергея Образцова, заслуженные артисты России Александра ГОРБУНОВА и Анатолий ВЕЩИКОВ.

-Мы решили опробовать эту форму общения, - начала встречу руководитель фестиваля, директор театра «Глобус» Татьяна ЛЮДМИЛИНА, - потому что вечерних встреч нам явно не хватает, чтобы обменяться мнениями, ответить на все вопросы журналистов.

О жадной профессии

Ну вот и началось! Несмотря на то, что кормили очень вкусно, гости с удовольствием отвлекались от завтрака и рассказывали, рассказывали, рассказывали… Прямо напротив меня сидели очень милые люди – артисты театра кукол им. Образцова.

-Скажите, приспособлены ли новосибирские подмостки для кукольных спектаклей?

-Мы объездили почти весь мир – только в Австралии не были, - отвечает Александра Горбунова, - и играли на таких сценах, что просто ужас. Ваши площадки прекрасны, нам удобно, просторно. Единственное «но» - в нашем театре нет балкона, и кресла в зале расположены не ярусами, а на одном уровне. Поэтому зрители не видят, что происходит за ширмой. У вас по-другому – зрители дальних рядов наблюдали всю «кухню», имели возможность заглянуть за ширму. Мы думали, что испортили им впечатление – ведь никакой сказки, никакого волшебства, все ясно видно. Но нет, именно верхние зрители к нам подходили и говорили, что им было очень интересно – и смотреть спектакль, и наблюдать за работой артистов.

Татьяна Людмилина на праздничном завтраке. Фото: Елена Иванова

-Спектакль «Необыкновенный концерт» создан в 1946 году, и до сих пор собирает полные залы. Артисты сменились. А куклы остались те же?

-Вторая редакция спектакля была в 1964 году. Куклы внешне остались такими же, но стали больше. Куклы все время ремонтируются и меняют костюмы. Не хотят они носить старьё – им все новое подавай. Особенно дамам, ну вы меня понимаете… Изменения есть и в тексте. Основа, конечно, остаётся неизменной, уж больно хорошо был написан первый сценарий. Но каждый актёр, который играет конферансье, добавляет свои шутки, свои репризы. В этом прелесть и постоянная новизна «Концерта». Долдонить один и тот же текст десятилетиями было бы скучно.

-Давно служите в этом театре?

-Давненько, - улыбается Анатолий Вещиков, - я пришел к Образцову, когда мене исполнилось 14 лет. Бредил театром, хотел прикоснуться к его волшебству. В школе я ходил в кукольный кружок, но этого мне показалось мало. Сергей Владимирович Образцов посещал самодеятельный театр, и взял меня к себе. Сначала я был рабочим мастерских, учился делать кукол. Потом начал помогать артистам на сцене, и сам, после окончания театрального училища, стал артистом. Самая счастливая и беспощадная профессия – забирает всё время и все силы, а взамен да1т ни с чем не сравнимое наслаждение.

Театр жив или мёртв?

Знаменитость, человек-притяжение, театральный философ Сергей Юрский практически на протяжение всего завтрака пребывал в гордом одиночестве. Ему только предстояло сыграть своего «Шагала» на сцене Новосибирского «Глобуса», поэтому он был суров и сосредоточен. Но я решилась нарушить его уединение.

-Сергей Юрьевич, в одном из своих интервью по поводу спектакля «Полёты с ангелом. Шагал» вы говорили, что зритель вряд ли поймёт все, что вы захотели сказать. Но вы очень надеетесь на то, что зал сможет вас понять на чувственном уровне. Какого восприятия вы ждёте от Новосибирка?

-В вашем городе я бывал не раз, для меня этот город – один из центров скопления интеллигенции, а значит и хороших театральных зрителей. Правда, сейчас театр рухнул, театра как такового нет…

-???

-Это был обоюдный процесс. Театр ежеминутно нуждается в том, чтобы быть понятым и востребованным. И поэтому, когда зритель захотел чего-то лёгкого, то и театр пошёл у него на поводу. Сегодня зритель в зале есть, но он подменён. Не всегда имеет свой взгляд на театр, да и работать не хочет. А серьезные спектакли, рассказывающие о реально существовавших людях, о гениях своего времени, требуют большой зрительской работы. Поэтому сегодня я взываю к чувственному восприятию, которое, надеюсь, разбудит интеллект.

Забегая вперёд, скажу, что новосибирским зрителем маэстро остался доволен. По его собственному выражению, зал дышал вместе с ним, а лучшего восприятия и приятия спектакля и желать нельзя.

Иную точку зрения на современный театр исповедует продюсер, один из создателей нашумевшего фестиваля «Территория» и человек, не пропустивший ни одного рождественского фестиваля Роман Должанский.

Роман Должанский. Фото: Елена Иванова

-Роман, как оцениваете «Рождественский фестиваль»?

-Я очень люблю этот театральный форум. Ведь не только приехавшие на фестиваль театры показывают своё искусство Новосибирску. Нам сибирская столица тоже показывает свой благосклонный лик. Мы общаемся с местными актерами и режиссёрами, ходим на спектакли. Я, например, вчера был на спектакле «KILL” в «Красном Факеле». Это прекрасное действо, высказывание зрелого режиссёра. Очень интересная работа Тимофея Кулябина.

-Можно ли сравнить «Рождественский фестиваль» с «Территорией»?

-Я бы не стал проводить параллелей. «Территория» задумывалась как форум нового, авангардного сценического течения. Там много спорного, это, скорее, лаборатория, в которой есть место пробам и ошибкам. А «Рождественский фестиваль» - это праздник, собрание лучших театральных работ.

-Что-то хотелось бы внести в фестиваль?

-Мы сейчас ведём переговоры с организаторами, чтобы дополнить фестиваль некоей театральной лабораторией. Хотим создать еще один театральный форум, правда, он будет намного скромнее «Рождественского». На этом форуме будут представлены как раз авангардные течения, спорные проекты. Еще непонятно, он будет лишь для профессионалов, или для широкого круга зрителя, еще не оговорен формат. Но что-то новое точно появится на театральной небосклоне Новосибирска.

-Как вы считаете, театр умирает?

-Вот уж нет! Он жив, он развивается, он притягивает все новых зрителей. И хорошо, что сегодняшние его шаги вызывают полемику, восторг и неприятие. Именно такое восприятие указывает на то, что нас еще ждет много интересного.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах