48

Какую посевы сеют мультики в сердцах детей?

Дмитрий Емец, автор книг, музыкальных спектаклей и популярных российских сериалов для детей:

– Когда я учился в пятом классе, нас повезли на экскурсию в здание «Союзмультфильма» на «Новослободской». Помню большой дом старинной постройки со множеством лестниц и коридорчиков. Вначале нас повели в музей, где в стеклянных шкафах стояли куклы, знакомые по многим мультикам. Это было странно: знакомые герои вот так, рядом.

Потом нас повели в студию, где тогда снимался один из кукольных мультфильмов Остера. Помню, «Африку» на большом столе – пальмы и живописно расставленных кукок: мартышку, удава и попугая. Трогать нам ничего не разрешали. Меня тогда, помнится, удивило, что некоторые герои существовали в нескольких экземплярах и имели сменные ноги, хвосты, головы.

Затем, мы отправились в другую студию, где мультфильмы были уже не кукольными, а рисованными. Там на прозрачных пленках рисовали мультик про гномика Кузю. Кто-то из художников подарил всем ребятам из класса по одному нарисованному гномику из отработанных картинок. К Кузе на прозрачной пленке можно было отдельно приставлять руки, ноги, накладывать фон...

Это был период расцвета русской мультипликации. Жизнь кипела во всех комнатах и на всех этажах. Людей было море и все что-то делали.

В следующий раз я пришел на «Союзмультфильм» уже автором нескольких детских книг. Хотел сделать мультик по «Дракончику Пыхалке» или по «Приключениям домовят». Меня хорошо приняли, дело даже дошло до сценария, но потом все постепенно завяло: было начало девяностых. Денег на мульфильмы не выделяли вообще. «Союзмультфильм» стоял совсем пустой. По коридорам бродило печальное начальство и не понимало, кем и чем руководить. Только нескольких студиях заканчивали снимать последние, еще советские «долгострои». И то было непонятно, дадут денег на их завершение или нет.

Можно сказать, что я присутствовал при издыхании советской мультипликации.

Сейчас в России постепенно появляются новые мультики, приходят интересные художники, режиссеры, создаются интересные технологии, которые не требуют присутствия на студии сотен художников, перерисовывающих одно и то же. Появилась великолепная «Гора самоцветов» студии Татарского, цикл мультфильмов о богатырях студии «Мельница».

Хотя наших мультиков, конечно, должно быть гораздо больше, раз в десять по меньшей мере. И студиям еще предстоит серьезно подумать, в чем русские смогут быть первыми. Едва ли в технологичности мультиков. Тут мы еще долго будем подметать чужие технологии.

Современная западная мультипликация, например, пошла по дороге «человекоподобия». Созданы компьютерные программы, передающие движения человека нарисованному образу. Смотрится это, конечно, очень интересно. Мимика персонажей стала богатой. Но все равно количество схем ограничено, и, когда смотришь многие мультики, сразу отмечаешь сходство: это вот критик из «Рататуя», а в другом мультике та же «болванка» пошла на дядюшку, боксера или даже попугая.

Возможно, нам стоит отказаться от этой физиологичности и попытаться двинуться в сторону душевности. Ну как, допустим, в мультфильмах «Трям-здравствуйте!», «Ежик и Медвежонок», «Бременские музыканты», где каждая песня – хит. В этом плане у нас гораздо больший потенциал, чем у студий-гигантов.

Основная проблема мультипликаторов состоит сейчас в том, что продюсеры обращают внимание только на полнометражные хиты для большого экрана и общероссийского проката, которые потом можно продать телевидению, «нашлепать» диски и т.д. Ставка может делается на явную «попсу» или что-то сделанное по американскому шаблону. Короткий мультик оказался не нужен никому, кроме телевидения. Но и оно связываться с мультфильмами не желает – из-за запрета вставлять в мультики рекламу. Немногочисленные короткометражки цепляются за закон, который предписывает телевизионным каналам посвящать 15% вещания детям, и получают прекрасное время: семь часов утра.

Чаще же каналы закупают дешевые западные сериалы, которые не требуют никакой возни. Зато в голове у наших детей потом полная петрушка. И в сердцах тоже. В юном человеке очень развит инстинкт подражания. Ребенок становится во многом тем, что он видит в детстве. Если подросток и взрослый человек в какой-то мере фильтруют информацию, то ребенок до 6-7 лет усваивает ее фактически без фильтрации. Вот и начинают дети тиражировать придуманные мыльные судьбы героев телесериалов или агрессию боевиков. Может, именно поэтому сейчас дети выходят из школы в целом неглупыми, отлично знающими, какая река самая длинная в мире и что такое синус, но потом жизнь многих из них почему-то идет кувырком, а мы не можем понять, где допустили ошибку?

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах