Примерное время чтения: 7 минут
1084

Историк Геннадий Чибряков опровергает юбилейные даты Новосибирска

Сюжет День города-2013
Фото: Елена ИВАНОВА

Новосибирск, 19 июня – АиФ-Новосибирск. По официальной версии, инженер-путеец Николай Гарин-Михайловский первым у поселения Кривощёково указал на место закладки железнодорожного моста через Обь, откуда впоследствии развернулся мегаполис. Однако Геннадий Чибряков в своей книге «Тайны некоронованной столицы Сибири» это опровергает.

Инженер вредил?

nsk.aif.ru:— Геннадий Григорьевич, вы не чувствуете себя одиноким в этой борьбе?

Г.Ч.: — Я не один. Со мной мои друзья, с которыми будем громить призрак коммунизма: и псевдооснователя города, и отряд его конъюнктурных биографов. Мой дед расстрелян в 1938 году. Отец погиб в бою за Родину, когда на 15 бойцов была всего одна винтовка. Ещё обкомовские деятели отговаривали меня от поисков таких истин. Но в моих генах нет страха. Сейчас идёт активная борьба за историю, и я ввязываюсь в этот бой.

Еще в 1978 году номенклатурные деятели Л. Горюшкин и С. Баландин (в книге встречаются другие фамилии: И. Индинок, В. Чивилихин, А. Никульков, В. Шамов, С. Семёнова) связывали дату основания нашего города с высадкой прибывших по реке строителей моста, то с закладкой первого камня в его опору в 1893 году. При этом указывали на инициативу упомянутого инженера, который «мужественно отстаивал проект перед царскими бюрократами», а на самом деле — вредил строительству Транссиба и не способствовал рождению города. Его нога на кривощёковский пятачок не ступала.

nsk.aif.ru: — Давайте по порядку. Кто и как признал Новониколаевск городом?

Г.Ч.: — Можно отмечать и дату закладки камня, и окончание строительства моста, но эти события дату рождения города не определяют. Также не влияет на историю градообразования разведанное в 1823 году сужение речного русла у Кривощёкова — идеальный участок для возведения моста. Причем сам мостовой переход нанесён военными топографами еще в 1890 году — задолго до того, как придуман партийный фольклор об обнаружении лично Гариным-Михайловским полезного для железной дороги места.

Г. Чибряков: «Сейчас идет активная борьба зи историю, и я ввязываюсь в этот бой».Фото: Елена ИВАНОВА

Архивными данными подтверждается, что постоянное поселение Кривощёково на левом берегу Оби возникло по указу Петра І в 1699 году, а рождение города положено высочайшим повелением Николая ІІ от 13 декабря 1904 года. К тому времени жители Кривощёкова, обосновавшиеся из-за постройки моста на правом берегу, выполнили ряд пунктов требования Городового положения от 1892 года, которое входило в Свод законов Российской империи. Именно цари Петр І и Николай ІІ являются отцами-основателями некоронованной сибирской столицы, хотя памятников от благодарных горожан они пока не дождались.

 

Есть сведения, что последний царь способствовал появлению города в знак светлого события — рождения сына, цесаревича Алексея, и даже планировал перенести столицу Российской Империи с «загнивающего» запада в Сибирь, географический центр страны, где положено находиться столице, чтобы оперативно управлять окраинами. Тема по переносу столицы актуальна и сегодня.

Аферист и двоеженец?

nsk.aif.ru: — Но почему городские управленцы настаивают на старой версии?

Г.Ч.: — Сказывается наследие большевиков. Получается, что власти нужна не историческая правда, а лакейская мифология, прикрывающая ложь? В моей книге описан такой момент, что Гарин-Михайловский, этот непорядочный семьянин, написал художественный манифест — драму «Орхидея» о «шведской семье», в которой жил, имея две жены и 11 детей. Наша власть подстраивается под порочный первоисточник, который был никчёмным инженером, азартным аферистом, но больше всего, конечно, «ходоком». Причём именно интимная линия подвела двоеженца к краю могилы.

Как инженер он нигде долго не работал — в производственные расходы включал ресторанные счета за выпитый коньяк, казённые средства перерасходовал и от претензий начальства за невыполненные задания сбегал со службы. Этот путеец ратовал за «экономию»: за прокладку узкоколейного Транссиба, за станции без вокзалов и за паромные переправы вместо постройки железнодорожных мостов! Так что радеть за обской мост Гарин-Михайловский даже идейно не мог.

По мнению историка, отцами-основателями города необходимо считать двух царей: Петра І и Николая ІІ. Фото: Елена ИВАНОВА

Дорогостоящие эксперименты в усадьбах своих жён ему не удавались. Пахота на верблюдах, разведение арабских лошадей, селекция бесплодных по природе мулов — эти сельские новации прибыли не принесли, все животные погибли. Инженер не боялся прямых растрат: взял в казне 2,4 миллиона рублей на поставку сена для русской армии, но деньги промотал и ожидал суда. Слабость путейца к женскому полу сказалась в обхаживании очередной богатенькой молодой столичной штучки, которая помимо платонических отношений требовала физиологической отдачи, для чего понуждала стареющего ловеласа глотать облатки с подобием виагры, приведшей к параличу сердца в 1906 году.

 

Об этих и других особенностях личности инженера ангажированные историки умолчали. К столетию Новосибирска его именем были названы привокзальная площадь, станция метро, библиотека, творческая студия, литературная премия, а во дворе школы № 151 установлена голова, выполненная скульптором А. Крутиковым. На странице школьного сайта с видом на памятник «отцу-основателю» имеется девиз со словами о завещанной нравственности и чести… Как это цинично!

nsk.aif.ru: — А писателем он был?

Г.Ч.: — О писательстве Н. Г. Гарина-Михайловского с иронией отзывался М. Горький, который переписывал его литературные опусы за ответное спонсирование революционной борьбы. Причем, когда писатель-инженер почил, денег на похороны не нашлось ни у разорённых жен, ни у прижимистых социал-демократов. Хоронили «основателя» как бомжа, по подписке, кто сколько наскребёт мелочи из кармана. При Сталине Горький занес приятеля в пантеон столпов соцреализма. А по мере надобности, через 40 лет, партийный истеблишмент и обкомовская обслуга из учёных, писателей и архивистов втиснули историю Новосибирска в потребные рамки, которыми преемники большевиков пользуются до сих пор.

Первый мост через Обь, по мнению Г.Чибрякова, мог прослужить еще 150 лет. Фото: Елена ИВАНОВА

Это «пользование» упирается в то, что еще в 1990 году правительство России включило Новосибирск в список исторических городов с дополнительным бюджетом, с пешеходной зоной в центре, с выносом транспорта за её пределы. Таким образом, есть все возможности для создания комфортного центра, что, бесспорно, должно положительно повлиять на здоровье горожан. Однако ничего в этом плане не сделано. До сих пор продолжается уплотнение исторического центра точечными застройками, что нарушает экологию. А старый мост через Обь вообще разрушен и выброшен, хотя его конструкции могли послужить ещё 150 лет в качестве опор для сибирских «Лужников», с зимним садом, местами отдыха.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах