Примерное время чтения: 10 минут
1320

Один день с альтистом: гастроли с детства и ночные репетиции

Марк Савин.
Марк Савин. / Елена Иванова / АиФ

Каждое утро мы просыпаемся и едем на работу, часто -  в другой конец города. Рабочий график с 9-00 до 17-00 порой докучает своей рутиной и однообразием даже самым стойким. Поэтому иногда хочется праздника: мы покупаем билеты и отправляемся в театр или на концерт. Но как и чем живет тот, кто создает и дарит нам этот праздник? Фрак, строгий вид, задумчивый взгляд и степенная походка – такими мы привыкли видеть музыкантов на сцене театра или филармонии. А может, настоящий музыкант совсем другой?

«Почему думают, что мы – скучный, смурной и ограниченный народец? Мол, только музыкой своей занимаемся и всё! Мы же тоже люди!»  –  недоумевает Марк Савин.

Такими мы привыкли видеть музыкантов на сцене театра или филармонии. Фото: АиФ / Елена Иванова

Марк — альтист. Он играет в составе нескольких коллективов Новосибирска. Среди них: оркестр театра оперы и балета, ансамбль солистов «Камерата» и струнный камерный ансамбль «Блестящие смычки» под управлением Марины Кузиной.

Инструмент Марка. Фото: АиФ / Елена Иванова

Что такое альт -  знают далеко не все, да  потому и от скрипки его могут не отличать. «Альт — это полноценный представитель струнного семейства, — поясняет музыкант, — чуть больше скрипки, и другой строй. А вообще он появился раньше. Потому что изначально было семейство «виол». По-итальянски альт — Viola».

Из чего на самом деле состоит обычный день музыканта - рассказал Марк Савин. Фото: АиФ / Елена Иванова

Когда может начаться рабочий день альтиста? Когда угодно! А до скольки он продлится? Может до 18-00, а может и до полуночи! Да и выходной завтра или рабочий день – музканты, по словам Марка, узнают поздним вечером. Или ночью. Жизнь артиста - это постоянно меняющееся расписание и желание успеть на все репетиции. Особенно если работаешь в нескольких коллективах. «Хочешь работать - подменяйся, умей вертеться, договариваться. И, конечно же, люби людей, музыку, свой коллектив и выполняй свою работу качественно!»  –  комментирует Марк чехарду репетиций и концертов.

Чаще всего одна репетиция сменяет другую - порой вообще без перерывов. Фото: АиФ / Елена Иванова 

Иначе попросту не успеть: зачастую музыканту нужно быть в двух, а то и в трех местах одновременно. До недавнего времени всему этому у Марка сопутствовали еще и последние курсы обучения в консерватории, где также свой оркестр, свои репетиции и еще много чего другого. «Я до последнего момента не знал: как успеть на один из государственных экзаменов и на репетицию в филармонии. Но ничего! Все успел!».

Каждый день хоть и расписан по минутам, но расписание всегда разное. И чтобы ничего не пропустить, Марк носит с собой увесистый ежедневник, куда записывает буквально все.

Корреспондент «АиФ-Новосибирск» побывал вместе с музыкантом на репетиции в театре. Всегда интересно узнать -  что же происходит за кулисами. Что творится там, в оркестровой яме, куда любопытные зрители норовят заглянуть во время антракта?

Многим зрителям интересно узнать - а что же происходит в оркестровой яме? Фото: АиФ / Елена Иванова

А здесь, как выяснилось, царит привычная для всех рабочая атмосфера. Стоит тихий гул перешептывания оркестрантов между собой и шорох переворачиваемых страниц партитуры. Чтобы не уставать на утомительной трехчасовой репетиции, соседи по пульту (пульт – пюпитр, подставка для нот, за которой сидят, как правило, двое оркестрантов – прим. ред.) переговариваются и шутят друг с другом. Однако дирижер требует сконцентрированного внимания, ведь одновременно на сцене – хор и солисты, а за кулисами ожидают своей очереди артисты балета.

Чтобы отвлечься от репетиции, которая порой может длиться и три часа, музыканты шутят и переговариваются между собой. Фото: АиФ / Елена Иванова

Репетиция же такого ансамбля как «Камерата» - дело совсем другое. Первое отличие – это, конечно же, число участников. Это струнный коллектив, в его составе - скрипки, альты, виолончели и контрабас. Поэтому здесь нет дирижера, коллективом управляет первая скрипка. Следовательно, и  репертуар подбирается для соответствующего состава. Весь коллектив, за исключением контрабаса,помещается в музыкальной гостиной  Дома Ленина. Он уже ждет «Камерату» в театре, где и состоится выступление ансамбля. Один из музыкантов появился с чемоданом. Он привез пюпитры для всего состава. После того как все расположились и приготовили ноты со своими партиями, началась репетиция. Времени на нее совсем немного -  меньше часа. Поэтому солисты ансамбля обсуждают в первую очередь лишь темпы и количество повторов. Произведения уже в репертуаре «Камераты», и сегодняшняя репетиция перед самим концертом - лишь для того, чтобы вспомнить партии и «разыграться», как говорят сами музыканты.

После репетиции Марк складывает инструмент в чехол и начинает подготовку к концерту. Фото: АиФ / Елена Иванова

А потом -  инструменты в чехлы и на концерт. Еще нужно успеть переодеться в концертную одежду и настроить инструменты. «Еще было бы неплохо успеть поесть! А то потом некогда будет», - рассказывает Марк.

Музыкант успевает переодеться, а вот перекусить - не всегда. Фото: АиФ / Елена Иванова

«А на прошлой неделе мы готовились к концерту с «Блестящими смычками», поэтому приходилось репетировать до позднего вечера в консерватории, часов до 12 ночи.  Поэтому хорошо, когда на следующий день не нужно было в театр к 9-30», - делится особенностями музыкального рабочего дня альтист Савин.

Уже после концерта музыканты оставляют свои костюмы и инструменты в театре или филармонии и идут домой. Марк, к примеру – если позволяет погода - едет домой на велосипеде. «Это моё хобби! Скоро поеду в Горный Алтай, теперь мой байк это позволяет. Буду там катать! Я часто езжу на нем на работу, ну а в выходные - тем более!»

На работу и домой Марк порой ездит на велосипеде. Фото: АиФ / Елена Иванова

Путешествия – это то, что музыкант должен любить, ведь часть его работы – гастроли.  В чехле для инструмента у Марка хранятся разные сувениры, собранные из дальних поездок.

В чехле у музыканта - сувениры из разных стран мира. Фото: АиФ / Елена Иванова

«На гастроли я езжу еще с детства. Когда учился в лицее «Сузуки» в Барнауле, мы несколько раз посещали Японию.  Ну а с тех пор я уже много раз отправлялся куда-нибудь с разными коллективами. Последний раз мы с «Блестящими смычками» летали в Южную Корею».

Такой насыщенный график жизни молодого музыканта, по его собственному признанию, вполне устраивает, хоть и не всегда его легко выдержать.

«Но я  люблю то, чем я занимаюсь, - говорит новосибирский альтист Марк Савин. -  Ведь, как говорила мой педагог из Барнаула Елена Шелепова, музыка - это единственный международный, всемирный язык понятный для всех...» 

Без музыки его жизнь была бы совсем иной, признается Марк. Фото: АиФ / Елена Иванова

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах