Примерное время чтения: 6 минут
687

Художник Вадим Иванкин: «Не надо звать на баррикады»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ на Оби №4 25/01/2017
Вадим Иванкин мечтает объединить под одной крышей всех сибирских художников
Вадим Иванкин мечтает объединить под одной крышей всех сибирских художников / Руслан Ишмухаметов / АиФ

«С 1997 года количество часов по основному предмету в художественных вузах сократилось в два раза. А сейчас некоторые умники предлагают учить живописи дистанционно», – негодует заслуженный художник Российской Федерации.

Сибирские художники намерены организовать событие, в последний раз случившееся в 1971 году. Тогда в Москве прошла художественная выставка «Художники Урала, Сибири и Дальнего Востока». Новосибирская межрегиональная художественная выставка «Красный проспект. Искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока» в 2017 году будет второй за всю новейшую историю нашей страны.

Анекдотичная история

Екатерина Соснина, «АиФ на Оби»: В последнее время мы наблюдаем всплеск интереса к изобразительному искусству. В московские художественные галереи стоят очереди. А в Сибири число ценителей скульптуры и живописи растёт?

Вадим Иванкин: Трудно ответить. В Москве в Пушкинский музей всегда очередь. Я сам в этой очереди стоял. И не раз. Ну а что касается Сибири... Недавно одна крупная компания в честь своего юбилея выступила спонсором художественных музеев в нескольких сибирских городах – вход для посетителей был свободным. Очереди действительно были как при социализме в мавзолей Владимира

Ленина. Так вот, я от своих коллег потом слышал такую анекдотичную историю. Пришла блондинка в шубе, посмотрела картины. Через пару дней приходит снова, смотрит и с недоумением спрашивает: «А почему экспозицию не сменили?» Как это понимать: как интерес к искусству или к халяве?

– Что могут предложить публике сибирские творцы – есть ли у нас свои школы, самобытные тренды?

– Новосибирск – поликультурный, молодой и нахальный город. Здесь нельзя говорить о какой-то традиционной школе, общей для всех. Каждый самовыражается как может – этим и интересна столица Сибири. В Красноярске – очень хорошая система художественного образования, присущая только этому городу. Иркутская школа – тоже хорошая, но совсем другая. Глядя на картины, сразу можно определить: этот художник – из Красноярска, этот – из Иркутска. Талантливые люди есть везде. Таланты из глубинки вдвойне интересны своей самобытностью.

– Во все времена актуален вопрос: в чём смысл творчества? Поэт Николай Некрасов считал, что предназначение любого автора – сеять разумное, доброе, вечное. Позже эти слова были взяты как программное заявление приверженцами соцреализма. В 90-е годы прошлого века многие деятели искусства считали своим долгом эпатировать публику. Для чего, по-вашему, существует художник?

– Мне кажется, что человек берётся за кисть, главным образом, для самовыражения – отразить в красках своё состояние, передать свои эмоции. Если за кисть берётся хороший художник, то его эмоции передаются зрителю и тем самым он выполняет предназначение, каким его видел Некрасов: будоражит восприятие человека, заставляет задуматься о каких-то философских вещах.

Однако я бы всё-таки не стал ставить в одну плоскость художников и литераторов. Литераторы всегда были инженерами человеческих душ. Словом во все времена можно было убить, позвать на баррикады. Живопись, как мне кажется, не должна звать на баррикады. Хотя незадолго до революции были в России художники-передвижники, которые на своих картинах вскрывали социальные раны. Но от живописи там было мало.

Что касается сегодняшнего эпатажа – это скорее политика, нежели творчество. Лично я не вижу никакого художественного новаторства в том, чтобы прибивать свои гениталии к брусчатке или рисовать их на поднятых мостах. Но, опять же, импрессионисты в своё время тоже эпатировали публику. А потом стали классиками. Так что ни в жизни, ни в искусстве не может быть только чёрного и только белого. Весь мир состоит из полутонов – главное, уметь их различать.

Диплом по скайпу

– Вы – не только художник, но и преподаватель Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств. Интерес к профессиональному художественному творчеству у молодёжи растёт? Как оцениваете своих сегодняшних студентов?

– Ещё со времён Римской империи молодёжь пошла не та (улыбается). Я это понял, когда в 1983 году пришёл работать «учительницей» в сельскую школу по распределению после худграфа НГПИ. Специальность у меня была «преподаватель ИЗО». Но пришлось вести ещё и физкультуру, и физику – учителей не хватало. Отработал я там чуть больше трёх лет, а потом в начале нулевых приезжал на

юбилей школы по приглашению своих учеников. Когда один из них меня спросил, как я к ним относился, честно ответил: «Поубивал бы». Но на самом деле эти ребята из восьмидесятых были намного добрее и лучше, нежели их сверстники в 90-х, когда началось колоссальное расслоение в обществе, рухнули все привычные ценности, возникло ощущение безвременья, безвластия и безысходности.

Сейчас я преподаю в вузе и, конечно, уже не сталкиваюсь с поведенческими проблемами, свойственными подросткам. Но могу отметить другой нюанс. Качество абитуриентов стало хуже – базы нет никакой. Но страшно даже не это, а то, что художественную высшую школу не миновала чаша реформ. Сокращаются часы. Например, с 1997 года количество часов по основному предмету – «академическая живопись» – уменьшилось в два раза. А сейчас некоторые умники предлагают ввести дистанционную форму обучения. Как можно дистанционно преподавать живопись?! Учитель и ученик не могут быть разорваны в пространстве, ведь понимание живописи идёт через ощущения. Ученик должен чувствовать, как укладывать краску на холст. Это нельзя объяснить посредством видеосвязи.

– Какими могут быть последствия деградации художественного образования для общества?

– Искусство будет постепенно упрощаться, становиться более примитивным. А значит, так же примитивизироваться будет мышление публики. Это заметно уже сейчас – в Союз художников вступают те, кого раньше бы на порог не пустили.

– В таком случае художников (хороших или плохих – другой вопрос), наверное, становится больше?

– Отнюдь. Более того, если раньше средний возраст вступления в Союз художников был 25–28 лет и эти люди считались начинающими, то сейчас в Союз вступают уже после 40. В более раннем возрасте заняться творчеством не получается – надо вырастить детей, выплатить ипотеку. Для этого приходится выполнять любые заказы, браться за любую работу, независимо от того, вдохновляет она тебя или нет. Наблюдать эти тенденции – довольно печально.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах