Досье «АиФ»
Родился 16 августа 1962 года во Владивостоке. Окончил экономический факультет НИСКТ.
Сотрудник Музея Новосибирска, краевед, специалист в области ранней истории Новосибирской области. Один из лидеров современного новосибирского историко-краеведческого движения, член нескольких краеведческих сообществ и комиссий при мэрии города Новосибирска.
«Человек новосибирский» – особенный. Он свободный, предприимчивый, умный, оптимистичный. Эти качества – фамильное наследство, которое хранит наш город», – считает Константин ГОЛОДЯЕВ, краевед, сотрудник Музея Новосибирска.
Быль и небыль
Татьяна Шитлина, «АиФ на Оби»: Константин Артёмович, Новосибирск, несмотря на молодость, успел обрасти городскими легендами. Какие из них – правда, а какие – вымысел?
Константин Голодяев: Если правда, то это уже не легенда. Реальные случаи, которые произошли: взрыв автобуса на Затулинке в начале 80-х. Рыбак вёз в сумке динамит, который почему-то взорвался. В 1976-м «камикадзе» на самолёте АН-2 врезался в 5-этажный дом на Степной. Ходили слухи, что лётчик хотел отомстить жене, которая от него ушла. Но в тот момент ни её, ни ненавистной тёщи в его квартире не было. Погибли соседи, 5 человек, ещё 11 получили травмы. В 1965 году под Коммунальным мостом пролетел на реактивном самолёте Валентин Привалов – это единственный случай в мировой авиации. Был у нас и сибирский Титаник – пароход «Совнарком» в 1921 году врезался в опору железнодорожного моста, переломился и затонул. Эта трагедия унесла 300 человеческих жизней. В сентябре 1961 года на Новосибирск пролился радиоактивный дождь – последствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Правда и то, что наш метромост меняет свою длину зимой и летом из-за механических свойств металла, который сжимается-расширяется от колебаний температуры.
А вот рекорд самого быстрорастущего города в мире Новосибирск утратил. Китайский Шэньчжэнь, основанный в 1979 году, стал миллионером намного быстрее: уже через 11 лет его население составило 1,2 млн жителей. А сейчас там проживает почти 12 млн жителей. Из новосибирских мифов: что бункер Сталина находился под Оперным, золото Колчака, которое якобы хранится где-то в наших местах. Неправда, что у нас в городе был Николай II. И то, что здесь географический центр России, – тоже легенда. Также миф, что последний русский царь, а также Сталин и Хрущёв планировали наш город сделать столицей страны.
Легенды бывают романтичными. Например, про дом Захария Крюкова на улице Советской, который он построил для своей любовницы – хрупкой балерины из Тобольска, про их счастливую и недолгую любовь. Я, собственно, не против легенд, они интересны и нужны для привлечения туристов, мы их тоже рассказываем на экскурсиях, но обязательно говорим, что это всего лишь миф.
– Какие молекулы истории срослись, создавая «человека новосибирского»?
– Современный житель Новосибирска формировался десятилетиями из разных, как вы говорите, «молекул». Это и наглые жители Новониколаевского посёлка, которые ещё в XIX веке заложили у себя не улицу, а целый проспект, причём шириной в два раза больше столичного Невского. Это и строители 30-х годов, которые замахнулись на создание индустриального мегаполиса, и эвакуированные ленинградцы военных лет, составлявшие четверть населения города, и восторженная, передовая наука начала 1960-х, которая притянула сюда блестящие умы. И вот этот сплав простого и научного люда, нахального и культурного – всё это отразилось на новосибирском характере.
Новосибирск никогда не собирались делать столицей
– Но это средний характер, как температура по больнице… Среди нас, новосибирцев, есть люди добрые и не очень, те, кто любит город, и кто его губит…Кто хочет в нём жить и кто стремится из него уехать…
– Конечно. И чтобы было больше добра, надо его творить самим, учить этому своих детей. Чувство полноправного жителя города, его хозяина очень важно прививать с самых малых лет. И не ждать, когда в образование придут директивы и финансирование «сверху», а начинать с себя, своей семьи, подъезда и двора. Тогда и город перестанет быть на сквозняке судеб, станет родным, где хочется не только получить образование, но и остаться работать и жить, быть причастным к созданному нашими предками и передать эту фамильную ценность, нажитое поколениями своим детям. Я понимаю, что рассуждаю слишком идеалистически, но думаю, что такая позиция ведёт к утверждению постулата, что быть новосибирцем гордо и почётно!
От семьи – к городу
– Наши люди, к сожалению, в большинстве своём как «иваны, не помнящие родства». Молодые в лучшем случае в курсе, как звали деда. А ведь важно знать историю своего рода, своего города…
– История города, как и история рода в какой-то момент приходит в нашу жизнь очень личным вопросом – вне уроков литературы, вне энциклопедий и музеев: а что было до меня? Как звали моих предков, какие события произошли на этом месте или в моей семье?
Я очень долго занимался поисками своих корней – это кропотливый нелёгкий труд. Переписывался с пожилыми родственниками, обращался в архивы, ездил на прародину, изучал переселенческие пути. Я «дорыл» своё древо до первой трети 18 века. Мои предки были крестьянами. Ещё повезло, что государственными, если бы крепостными – то шансы восстановить родословную были бы гораздо ниже.
Что касается Новосибирска в целом – он влияет на нас, создаёт и воспитывает. А мы на него. Культура города основывается на ценностях и традициях. А традиции берут своё начало в истории. А история – всегда нажитое. Нажитое даёт комфорт материально и духовно. Чувство дома, защищённости. А это ощущение помогает быть счастливым.
– Однако Новосибирск иногда называют «городом на костях». Как это понимать?
– Многие современные города строятся на бывших погостах, но Новосибирск не настолько стар. Полноценных кладбищ, изменивших своё предназначение, у нас два. Это первое городское, или Воскресенское, – сейчас на его месте Центральный парк и стадион Спартак, и Новое – на нём расположились парк Берёзовая роща, некоторые жилые дома и производственные постройки. Меньшие по размерам кладбища, – это Закаменское – сейчас там пустырь и строится церковь, и Татарское, на котором находится улица Фрунзе. Остальные «места на костях» – это отдельные захоронения. Нарымский сквер, вопреки молве, кладбищем никогда не был – там только несколько могил священнослужителей возле храма. Сквер погибших в Гражданскую войну – вообще не кладбище, хотя там есть мемориальные могилы – братская, Щетинкина и перенесённые из другого места останки трёх революционеров. К этому списку можно добавить бывшие деревенские кладбища. Их в городе несколько – под лесоперевалкой, под областной больницей, у Станиславского жилмассива, под инструментальным заводом, одно в микрорайоне «Щ». Также католическое – у ЦУМа, кладбище немецких военнопленных перед Хилокским рынком. Остальные – действующие до сих пор.
– Как вы считаете, что из того, что есть сейчас, станет ценной находкой для археологов 25 века?
– Главное, чтобы они были – археологи, люди и сама Земля. Иногда складывается впечатление, что мы ставим себе целью уничтожить и взорвать планету. Конечно, есть такие забавные «артефакты», как закладные письма потомкам, в которых мы пишем, как у нас всё хорошо, как мы любим свою страну, чего и им желаем… Но передать в будущее мы должны не только бумажные послания, а, скорее, безусловные ценности: реку, озёра, леса, но чистые и живые.