Примерное время чтения: 9 минут
722

Директор новосибирской филармонии – о кризисе и музыкальных сюрпризах

Полгода назад Новосибирскую областную филармонию возглавил Александр Бочарников, до этого работавший заместителем директора Московского академического театра сатиры.
Полгода назад Новосибирскую областную филармонию возглавил Александр Бочарников, до этого работавший заместителем директора Московского академического театра сатиры. АиФ

Полгода назад Новосибирскую областную филармонию возглавил Александр Бочарников, до этого работавший заместителем директора Московского академического театра сатиры. Он рассказал, как учреждению удалось преодолеть кризис, вызванный коронавирусом, а также, что нового ждёт зрителей в новом сезоне.

- Александр Сергеевич, вы возглавили Новосибирскую областную филармонию в нелегкое время. Скажите, пожалуйста, как трудно далось вам это решение? Были ли какие то сомнения или, наоборот, вы были уверены, что все получится?

- Летом прошлого года раздался звонок, мне позвонила Наталья Васильевна Ярославцева, и сделала мне очень неожиданное предложение – стать директором Новосибирской филармонии.  Я какое-то время раздумывал, и все-таки решил попробовать, вернуться в Новосибирск. И вот я уже полгода возглавляю это учреждение. 

- Легко ли было согласиться? Что самое сложное в принятии такого решения? 

- В первую очередь я думал о том, что мне предстоит переезд. Все-таки я очень долго жил в другом городе и жил театральной жизнью, участвовал в руководстве театра (А.С. Бочарников был заместителем директора Московского академического театра сатиры -  прим. ред). Тем не менее, отношения с Новосибирском поддерживал всегда, интересовался тем, что происходит в городе, в его культурной жизни и в филармонии в частности. Поэтому я посчитал, что, наверное, смогу из театральной среды влиться в среду музыкальную, ведь наши направления – смежные. Конечно, в музыкальной сфере своя специфика, жизнь музыкального менеджера очень отличается от жизни театрального продюсера. Отличия, прежде всего, в самих «организмах», которые называются «театр» и «филармония». Театр – это, грубо говоря, завод по производству продукта – спектакля. А филармония – это холдинг или корпорация, в который входят несколько коллективов, объединенных общим руководством, но у каждого из них свои особенности, управляющие, бюджеты.

-И вот вы согласились возглавить такой холдинг в самое сложное время, в пандемию, когда концертная жизнь приостановлена. 

- Я приступил к обязанностям в середине августа, мы практически месяц ждали, когда нам разрешат давать концерты, когда можно будет открыть залы хотя бы для небольших мероприятий. До этого 5,5 месяцев филармония не работала для публики вообще. Основная проблема была в том, что много концертов по решению филармонии было перенесено – и предстояло «вернуть» концерты прошлого сезона 2019/2020, и, в то же время,  приступить к концертам нового сезона 2021/2021. При этом не будем забывать про ограничения на посещения залов. Через месяц пришло разрешение приступить к работе для зрителя. На удивление, все прошло достаточно спокойно.  

- Публика охотно возвращалась в филармонию?  

- В первое время после открытия залов все шло, на удивление, мягко. Люди истосковались по живым концертам, им хотелось снова услышать живой звук, снова прийти в наши красивые залы. Но мы все-таки заметили некое перенасыщение, а впоследствии и небольшую путаницу –слушатели иногда не могли сориентироваться, какой концерт они посетили – пропущенный или новый? А затем, в октябре-ноябре,  к сожалению, наступила так называемая вторая волна коронавируса. И слушатели стали  бояться к нам приходить. Объективно, люди стали бояться посещать места, где есть вероятность массового скопления. И публики становилось в зале все меньше и меньше. Несмотря на это, мы продолжали работать, продолжали играть концерты.

- Как зрители реагировали на отмены и переносы? 

- Наши трудности, изменения в афише в основном публикой воспринимаются с пониманием. Потому что в такой ситуации весь мир оказался впервые, мы сами впервые проходим этот путь. Люди видят, что происходит вокруг них: что закрыты школы, закрыты торговые центры, все ушло в онлайн, организациям приходится буквально на ходу перестраивать свои процессы. Конечно, бывали и с нашей стороны упущения, но постепенно мы влились в работу, люди активно к нам приходили, мы отмечали положительную динамику посещений.  

- Удалось реализовать все, что было запланировано в этот период? 

- Конечно. Из 42-х концертов мы сыграли 36, остались должны еще 6. У нас есть два концерта, которые мы из-за болезни исполнителей перенесли дважды – с того сезона на этот и в этом сезоне, к сожалению, снова перенесли на весну. Конечно, мы не смогли сделать концерты с зарубежными исполнителями, которые пожертвовали планами из-за запрета авиасообщения. И не смогли сыграть концерты с некоторыми исполнителями, которые к нам не приехали из-за болезни.  Эта участь и наши коллективы не миновала, наши артисты тоже, к сожалению,  заболевали. Сейчас ситуация выровнялась и мы работаем в штатном режиме. Хотя у нас сохраняется 50% рассадка в зале, но в остальном работаем по расписанию. Главное помнить о том, что это не навсегда, рано или поздно этот период все равно закончится.

- В прошлом году, Новосибирская областная филармония провела множество концертов онлайн. Есть ли у вас статистика, сколько людей посмотрели представления? Какие из них пользовались наибольшей популярностью?

- Надо сказать, что практика прямых эфиров-трансляций в филармонии давно и удачно воплощается, мы регулярно показываем концерты наших коллективов на канале филармонии в YouTube. Каждый концерт доступен после трансляции в течение суток. В этом году к прямым трансляциям подключили еще и концерты в записи. Если говорить о цифрах, то мы зафиксировали более 120 тысяч просмотров наших эфиров в 2020 году, в период пандемии интерес, конечно, возрос. Концерты с участием звезд пользуются большей популярностью, хотя лидером по количеству онлайн-просмотров является Филармонический камерный оркестр.  Концерты Транссибирского арт-фестиваля мы показывали не только в YouTube, но и на других платформах – на телевидении, на сайтах радио «Орфей» и культурного проекта «Русские сезоны». Совокупная аудитория концертов Транссибирского арт-фестиваля превысила отметку в 1,5 млн.  

- Серьезная цифра. Вы планируете расширять присутствие филармонии в онлайн-пространстве, на ТВ? 

- Это не предел. Недавно мы узнали, что концерт Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением Томаса Зандерлинга с пианистом Дмитрием Маслеевым транслировал канал Allegro HD 11 и 13 января на территории Южной Америки в испаноязычных странах, и аудитория превысила 2 млн. человек. До этого этот же концерт показывал федеральный канал ОТР на территории всей нашей страны. Конечно, мы хотим развивать наш канал в YouTube, хотим выходить на платформы онлайн-кинотеатры, чтобы можно было смотреть нас в любое время из дома. Концерты коллективов записывают наши местные телеканалы, ОТС, 49-й, ГТРК-Новосибирск и затем они показываются в эфире на территории Новосибирской области. 

-И все-таки живые концерты не потеряли своей актуальности. Для многих учреждений культуры новогодние праздники – один из видов дохода. Удалось ли хоть немного заработать во время каникул? 

- Новогодние праздники в учреждениях культуры – это как для цветочников 8 марта. Люди с удовольствием всегда ходили и ходят на концерты и спектакли. В этом году даже при 50% рассадке зала публика к нам с удовольствием пришла. Более 8 тыс. человек посетили наши залы и посмотрели концерты циклов «Новогодняя карусель» и «Новогодний фейерверк». А вообще во время праздников мы ощущаем заметный интерес к нашим событиям. Сейчас посещаемость увеличилась, аншлаги бывают на те концерты, на которые мы сами не прогнозировали. К примеру, спрос на последний концерт «Всемирный день The Beatles» 16 января настолько превысил предложение, что мы открыли еще один дополнительный концерт на следующий день – и все билеты были проданы в короткий срок. Или на юбилейный концерт певца Тимура Гордеева люди искали лишние билеты.  Надеемся, что удачный старт Нового года принесет нам большое количество посещений и в дальнейшем. 

- Филармония активно проводит концерты самых разных жанров – от классики до фолка –и в Камерном зале,  и в зале Каца, в том числе на круглой сцене. Недавно было анонсировано открытие нового Арт-пространства, где будут представлены разные проекты. Есть ли еще какие-то формы и жанры работы, которые пока филармония не ведет, но возможно сможет внедрить в дальнейшем? 

- Филармония сама по себе очень разножанровая, у нас довольно много коллективов, и поэтому слушатели любого музыкального направления могут найти концерты на свой вкус. Если говорить именно о стилях, то в филармонии еще не было проектов, связанных с рэпом. Может быть, мы и попробуем приблизиться к этому формату. И еще нам интересна электронная музыка – считаю, что нужно провести фестиваль электронной музыки, это огромный пласт музыкальной культуры, у которого есть свой слушатель.  Что касается новых форм, мы думаем о коллаборациях между коллективами, и  музыкальными, и  театральными. Актеры театров сейчас активно участвуют в наших проектах, например, в текущем сезоне Новосибирский симфонический оркестр проведет абонемент с участием актеров театров «На левом берегу», «Старый дом», «Красный факел» и других.  Мы организовываем выставочные проекты – 15 января открыли в Камерном зале выставку живописи совместно с Новосибирским художественным музеем. Мы начинаем сотрудничество и с концертными организациями Сибири – 10 и 12 февраля привозим два концерта Байкальского Рождественского фестиваля, это проект Бурятской филармонии из  Улан-Уде. На мой взгляд, это будет интересное партнерское сотрудничество, где Русский академический оркестр и Филармонический камерный оркестр будут выступать совместно с гостями из Бурятии.  Два концерта совершенно разной жанровой направленности – это и концерты исполнителей на бурятских народных инструментах, и выступление  с камерным оркестром бурятской рок-группы. Это как раз такое партнерство, которое будет интересно и другим регионам и даже странам – например, проектом уже заинтересовалось Швейцарское консульство. 

-Что нового готовите в этом сезоне? 

- Планов у нас много. Из ближайших важнейших перспектив – проведение Транссибирского арт-фестиваля. Его сроки уже известны, он пройдет с 25 марта по 26 апреля. Программу мы объявим в скором времени, могу сказать, что уровня фестиваль не снижает, есть соглашения с музыкантами из Японии, Франции, Испании и других стран.  Позже в марте готовим фестиваль «Мартовский код»: в этом году он будет небольшим, будем знакомить слушателей с современными композиторами, живущими здесь, в Новосибирске, которых мы – зачастую незаслуженно –  обходим вниманием. О более долгосрочных планах сложно говорить, мы не знаем, каким будет мир через несколько месяцев, откроют ли границы.  От этого зависит многое – и наша концертная афиша, и значимые проекты. Но в будущее мы смотрим с оптимизмом. 

Анатолий ЯКИМОВ. 

Досье
Александр Сергеевич Бочарников Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт по специальности инженер- строитель-технолог. Окончил МГУ им. Ломоносова (Факультет Высшей Школы культурной политики в гуманитарной сфере). Александр Сергеевич Бочарников начинал свою деятельность с должности главного администратора Русского академического оркестра ГТРК «Новосибирск». Затем работал главным администратором и заместителем директора по развитию Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», входил в исполнительную дирекцию Международного Рождественского фестиваля искусств. В 2006 году продолжил деятельность в Московском академическом театре сатиры в должности главного администратора, впоследствии – заместителя директора по работе со зрителями. Имеет Благодарность Министра культуры России, награжден Почетной грамотой Новосибирской области. Александр Сергеевич Бочарников вступил в должность генерального директора Новосибирской государственной филармонии 17 августа 2020.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах