Примерное время чтения: 8 минут
751

Как вырастить таланты: Леонид Сикорук о телепередаче Физика для малышей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ на Оби №22 27/05/2015
Елена Иванова / "АиФ-Новосибирск"

Можно лепить! 

 
Леонид Сикорук Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Елена Иванова

 

 

Леонид Леонидович, вы работаете исключительно с детьми и для них. Никогда не хотели снимать фильмы для взрослых? 

Нет. Со взрослыми работать неинтересно. Они – уже готовая материя, от которой нужно отрубать лишнее, а дети - пластичный материал, из них можно лепить всё что угодно. Мне проще создать с нуля, чем переделывать. Каждый ребёнок талантлив от рождения: дети умеют чувствовать музыку, играть разные роли. Задача взрослых – увидеть это и поддержать, ведь малыши беспомощны во многих вопросах и не могут сами себя организовать. К сожалению, не все мамы и папы готовы разглядеть и развивать талант в своих детях и со временем их способности угасают. Это происходит быстро: если до семи лет ребёнок не стал творческой личностью, то вряд ли уже станет. Мне в этом плане повезло. Когда я был маленький, отец показывал мне, как устроен мир. Он брал несколько стаканов, наполнял их разным количеством воды и ударял по ним карандашом. Я слышал, что звуки, которые получаются, отличаются друг от друга, понимал, что разница зависит от того, сколько воды в стаканах. Эти и многие другие папины уроки я потом показывал другим детям в передаче «Физика для малышей». А музыкальное образование мне дала мама. У неё был исключительный слух, она пела мне песни, которые я помню до сих пор. Каждый раз, когда пишу музыку к своим фильмам, я вспоминаю мамины мелодии.

На ваших научно-познавательных фильмах выросло не одно поколение.

Я начал снимать цикл фильмов «Физика для малышей» в 70-х годах. В 80-х появилась «Геометрия для малышей» и  «Астрономия». По образованию я кинооператор, за режиссуру мне пришлось взяться самому – никто из режиссеров не горел желанием работать над детскими научными фильмами. Для этого пришлось освоить основы кинорежиссуры, научиться писать сценарии. В этих фильмах снимались обычные дети, у них не было актёрской подготовки. Я наблюдал за ребятами и видел, что первый год они часто ошибаются,  на второй год набираются опыта и становятся почти профессиональными артистами. Тогда я подумал: а не проще ли мне создать детскую студию, в которой дети будут учиться актёрскому мастерству, а потом, уже подготовленные, начнут сниматься в кино? Я собрал талантливых педагогов и не менее способных детей. Так появилась «Старая мельница». В этом году ей исполнилось 25 лет. А потом вслед за актёрским у нас открылись отделения мультипликации и вокала. Сейчас мы дружный коллектив, у которого общая цель – увлечь зрителя-ребенка, спровоцировать его на самостоятельный творческий акт. Опыты из наших фильмов и передач повторяли многие, даже студенты. Например, мой ассистент рассказывал мне, что после передачи «Зачем зайцу длинные уши» он шел домой мимо НГТУ и увидел, как два студента, один из которых в общежитии, а другой – в учебном корпусе, переговариваются между собой с помощью бумажных рупоров.

Некоторые дети после центра поступают в консерваторию Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Елена Иванова

Возможно, Вы заметили, что на празднике многие руководители города и области говорили, что «Старую мельницу» как-то неловко называть учреждением. Мы  и в самом деле не учреждение. Мы предприятие, которое занято производством фильмов и телепрограмм для дистанционного образования и воспитания детей. За 25 лет мы с детьми сделали около тысячи 15-минутных телевизионных программ. В Новосибирске из двух десятков телестудий, только две удостоены Приза Российской академии телевидения «ТЭФИ-регион». Это ГТРК «Новосибирск» и «старая мельница». 4 года назад нас смотрело 2,5 тысячи детей. После выхода в интернет наша аудитория возросла до 102 тысяч. Это и есть те зрители, ради которых мы работаем. Только часть нашей работы сводится к обучению 350 ребят основным кинематографическим и телевизионным профессиям. Конечно, не все наши ученики занимаются творчеством всю жизнь, но кто-то из них идёт дальше и добивается успехов. Например, наша выпускница Юлия Головина после студии поступила в консерваторию и в педагогический университет. Теперь она профессиональная певица, преподаватель, лауреат всероссийского конкурса.  Другой выпускник «Старой Мельницы» Дмитрий Макаров – оператор. Он член Союза кинематографистов, одно время работал в Америке, но потом вернулся и создал на родине свою студию. Наташа Раковская после окончания архитектурно-художественной академии вернулась педагогом на «Старую мельницу», она член союза дизайнеров России, сейчас она студентка консерватории.

Знаете, что для меня главное? Добрая, теплая атмосфера на «Старой мельнице». У нас в студии нравится всем: и педагогам, и ребятам. И это – самое большое для меня счастье.  

Нужно витать в облаках!

Делать что-то вместе - это настоящая радость Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Елена Иванова

У вас весьма необычное для творческого человека увлечение – астрофизика. Откуда это?

Когда мне было 9 лет, отец сделал для меня подзорную трубу. Я смотрел в её окуляр днями напролёт. Так я увлёкся оптикой. В 10 лет я прочел книгу Вронцова-Вельяминова «Вселенная» и влюбился в астрономию. Начал строить телескопы. В 70-х годах я организовал клуб телескопостроения для детей, из клуба вышло много талантливых ребят. В 1973 г. я обратился на Новосибирский приборостроительный завод с предложением начать серийное производство телескопов для любителей астрономии. Предложение приняли, и вот уже 42 года завод успешно снабжает любителей прекрасными телескопами у нас в стране и за рубежом. Первые пять моделей были построены по моим проектам. Я всегда занимался тем, что мне нравится. В 2006 г. я предложил мэру города В. Ф. Городецкому построить в Новосибирске планетарий, предложив эскизный проект и концепцию его работы. Сейчас один из лучших планетариев не только в России, но и в мире красуется на Ключ-Камышенском плато.

Сейчас нередко родители жалуются, что их детей ничего не интересует. Посоветуйте как профессионал: как найти общий язык с ребёнком?

Грамотные педагоги понимают, чтобы наладить контакт с ребёнком, нужно подняться до его уровня. Это не всегда легко. Бывает, что талантливые дети начинают раздражать педагогов. Мы стараемся преодолевать сложности. Помню, когда мне было 4 года, я должен был выступать на утреннике в детском саду. Я очень нервничал и от волнения расплакался. С нашими учениками такого не бывает – мы постепенно готовим ребят, не даем им сразу сложных заданий.    

Вообще я считаю, что главный секрет общения с малышами – ощущение детства как состояния души. Открою вам секрет: я до сих пор витаю в облаках. Мне достаточно закрыть глаза, чтобы представить себя королём огромного вымышленного государства. Мне нравится так жить, это приятно и помогает защититься от всех земных неприятностей. 

Друзья с детства Фото: "АиФ-Новосибирск"/ Елена Иванова

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах