Примерное время чтения: 7 минут
362

Новосибирский фотограф – о зарубежных артистах, неудачах и будущем снимков

Михаил Ванеев с 2008 года участвует в турах по России с известными группами – Scorpions, Uriah Heep, Nazareth – и создает их фотоархивы в России.
Михаил Ванеев с 2008 года участвует в турах по России с известными группами – Scorpions, Uriah Heep, Nazareth – и создает их фотоархивы в России. Предоставлено героем публикации

Фотографий в сети тысячи. И чтобы среди огромного фотопотока заметили и полюбили именно твой снимок, нужно видеть мир по-особенному. Как научиться этому, что будет с фотографией в недалеком будущем и какие ошибки обычно совершают коллеги, «АиФ-Новосибирск» рассказал  фотограф из Сибири Михаил Ванеев.

Немного о Михаиле. Это сибирский фотограф, который с 2008 года участвует в турах по России с известными группами – Scorpions, Uriah Heep, Nazareth – и создает их фотоархивы в России. Также разработал проект «На сцене и за кулисами» и методику постановочного фотопозирования для моделей и фотографов – как любителей, так и профессионалов.

Далее по тексту – прямая речь.

О призвании

«Образование у меня среднее специальное, художник-прикладник. После обучения не стал работать по профессии — на этом вряд ли много заработаешь. Специальность художника в 2004 году в Сибири не была востребована, поэтому и начал заниматься фотосъёмками. Долго думал, в каком направлении работать и что интересно снимать. Сразу понял, что нет желания фотографировать свадьбы и детей в детских садиках. Душа лежала к съёмкам популярных и творческих людей, потому что с ранних лет я увлекался кино и музыкой. Мне нравятся наблюдать за ними.  Интересны сами лица, взгляды, жесты. Это очень красиво.

О будущем фотографий

Основная проблема сегодня – не все отличают белое от черного. В большом потоке информации человеку сложно вникать в оценку творчества и разбираться в качестве изображения. А на самом деле есть огромное количество современных снимков, которые, можно сказать, убивают истинное искусство.

Но фотография не исчезнет. Ведь, в первую очередь, это память, которую стоит сохранять. Поэтому с течением времени фотография видоизменяется, но остаётся. Её можно увидеть в любой момент: когда висит на стене, стоит на столе, в телефоне или на компьютере. Это будет жить дальше. При этом сложно сказать, будут ли снимки востребованы, как сейчас. Современный мир уже визуально насыщен, «фотографический голод» прошёл.

О конкуренции

Сейчас не снимает только ленивый. Но наличие крутой техники не делает человека профессиональным фотографом: инструмент всегда нуждается в профессионале, который умеет грамотно им пользоваться. Если фотограф знает цену работы и верен профессии, то конкуренция ему не страшна. Ведь наша профессия уникальна: невозможно повторить уже созданную фотографию, пытаться под кого-то работать. Свои ранние снимки не повторю даже я.

Frank Binke & Lenny Wolf (Kingdom Come), Тур
Frank Binke & Lenny Wolf (Kingdom Come), Тур "Монстры рока", Центральный стадион, Красноярск Фото: Предоставлено героем публикации

О неудачах

Фотограф тесно связан с людьми, и не может позволить себе тащить человека за руку на съемку, когда герою этого не хочется. Когда начинается совместная работа, всё вылезает наружу: твоё отношение к человеку, его эмоции и чувства. Это выливается в результат фотографии. Если люди понимают друг друга, то результат хороший, если нет — плохой. Хороший делится на заказчика и фотографа, а плохой достается только фотографу, потому что именно он должен был выстроить коммуникацию с героем прежде, чем нажимать на кнопку.

Об эталоне

Мне с детства нравились картинки на музыкальных пластинках. Через них передаются эмоции артистов и их неукротимая энергия, что всегда привлекает. С 2004 года ровнялся на ирландского фотографа Фина Кастелло (Fin Costello), он снимал концертную жизнь. Второй, кто стал интересен, это Терио Нил, студийный фотограф. Спустя пять лет после начала творческого пути я познакомился с Фином Кастелло. В Сибири встретиться с ним было нереально, но благодаря тем фотографиям, что я делал для музыкантов, с которыми он работал, он обо мне узнал. В 2009 году общался с ним по переписке, а чуть позже, в 2013 году увидел его в вживую.

Об ошибках

Из-за того, что появилась цифровая фотография, некоторые фотографы перестала думать. Фотографы, работавшие в 70-е годы, твердо знали, что у плёнки есть всего 36 кадров. И каждый кадр из этих 36 тщательно продуман, ценен. Сегодня беречь нечего, и фотографы могут сделать и 100, и 500 фотографий, многие из которых окажутся плохого качества. Исчезло такое понятие, как «отбор снимков»: современные фотографы щелкают много, думая, что количество — это круто, забывая о качестве. Его призваны компенсировать фоторедакторы — безусловно, очень удобная вещь, но она убивает индивидуальность фотографии. Использование плагинов приводит к однообразию снимков: если взять разные картинки с разных выступлений и совместить в одну, то создастся впечатление, что это снимки одного концерта.

Matthias Jabs (Scorpions) Тур
Matthias Jabs (Scorpions) Тур "Монстры рока", Центральный стадион, Красноярск Фото: Предоставлено героем публикации

О советчиках

С самого начала творческого пути я задался вопросами: кому показать эти фотографии, кто мог бы сориентировать меня по качеству моих работ? Я знал, что никогда не буду спрашивать совета у коллег. Полезно интересоваться мнением тех людей, которых уже сфотографировали тысячи человек. У них сформировалось особое представление, и они не боятся указать на то, что не нравится в наших работах. Тогда я понял, что буду руководствоваться только мнением своих героев.

О проекте «На сцене и за кулисами»

Когда я принёс фотографии в симфонический оркестр к Арнольду Михайловичу Кацу (советский и российский дирижёр, педагог, народный артист СССР, работал с Новосибирским академическим симфоническим оркестром. — Прим. автора), он посмотрел на эти фотографии и спросил: «Что тут изображено?» Я ответил, что руки дирижёра. После чего он ответил: «Эти руки в могиле». Эта фраза вызвала у меня шок, и тут я понял, что стоит обязательно показывать людям фотографии и задавать вопросы. Спрашивать не для того, чтобы похвалили, а чтобы понять, как люди воспринимают увиденное. Всегда нужно интересоваться — это поможет сделать профессиональную фотографию. Важно мнение каждого участника, каждого представителя музыкальной вселенной. Ни одна школа не способна обучить тонкостям снимков, крайне важен опыт и впечатления героев. Из этих работ и родился проект «На сцене и за кулисами».

Об отношениях с артистами

Со «скорпами» сошелся легко. Рудольф Шенкер (немецкий музыкант, основатель группы Scorpions, её гитарист и композитор. — Прим. автора) увидел мою работу на одной из пластинок. Это и стало пропуском на съёмку концерта группы Sсorpions. Такая же история произошла с группой Nazareth. Попав на концерт впервые, я сделал снимки и доказал, что мои работы — это не случайность, а профессионализм. В дальнейшем ездил на гастроли и продолжал снимать. С участниками группы прекрасные отношения. С 2008 года я посетил с ними самые разные города. Фотографировал для пластинок, которые выходили во всех странах. Если фотографии попали на пластинку – это показатель, тем более для российского фотографа из Сибири. Для меня это большая честь.

Матвей Иванов

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ-5 читаемых


Самое интересное в регионах