Когда на всех углах играет примитивная попса, построенная на однообразном повторении нехитрого куплета, сложно начать слушать классику, считает заслуженный деятель искусств РФ, член жюри Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского Марина Кузина.
Русская душа в музыке Чайковского.
– Марина Александровна, в этом году конкурс был посвящён 175-летию со дня рождения Петра Чайковского. Программа конкурса традиционно включает произведения великого композитора. Говорят, что иностранным исполнителям бывает тяжело играть русских классиков, поскольку они представляют себе эту музыку немного по-другому, чем понимаем её мы.
– Безусловно, музыка Петра Ильича очень близка русской душе. И разница в интерпретации его произведений нашими исполнителями и зарубежными всегда очень заметна. Не секрет, что многие русские композиторы в своём творчестве опирались на интонации народной песни. Российским музыкантам это очень близко и понятно. Иностранные артисты тоже очень любят музыку Чайковского. Но, исполняя её, они часто бывают излишне сентиментальны и чувствительны. Мне кажется, что музыка Чайковского проста и естественна, как русская песня, как российская бесхитростная природа. В ней нет лишнего пафоса. Для того чтобы по-настоящему играть музыку этого композитора, исполнителю нужно приоткрыть завесу тайны, которая называется «загадочной русской душой».
Зрителя нужно воспитывать
– Многие советские мультфильмы сопровождались музыкальными произведениями известных классиков: те же «Щелкунчик», «Маугли». Сейчас очень много некачественных мультфильмов и таких же музыкальных игрушек. И детей уже не шокирует ни резкое механическое звучание, ни примитивный текст.
– Формирование окружающей нас звуковой среды – это действительно очень важная проблема. Известно, что люди потребляют то, что им предлагают, особенно в юном возрасте, когда они ещё не могут выбирать. Есть страны, которые в этом вопросе достигли больших успехов. Например, в Южной Корее в общественных местах постоянно играет классическая музыка – в метро, в кафе, по радио, в такси. Заходишь в кафе и слышишь Моцарта, Бетховена, Чайковского. Я думаю, что это не случайно, а является осуществлением государственной культурной политики. Таким, в общем-то, нехитрым путём воспитываются будущие слушатели концертов классической музыки. К тому же большое количество детей занимается в музыкальных, художественных школах, и даже в общеобразовательных школах начальные навыки исполнительства на музыкальных инструментах являются обязательными. Это касается не только Кореи. В Европе тоже отношение к классической музыке очень трепетное.
– Но в той же Европе «хорошим тоном» считается, когда первые лица государства посещают «Гранд Опера» или крупные музыкальные фестивали. Не считаете ли Вы, что руководители страны должны проявлять личный интерес к искусству?
В 2015 году министерство культуры НСО предложило проект «Читаем наизусть». Суть его в том, чтобы каждый житель региона постарался уделять 15 минут в день для того, чтобы выучить любимые поэтические и прозаические строки великих русских писателей и поэтов. Точно также четверть часа можно уделять прослушиванию классической музыки. Вы удивитесь, насколько это обогатит вашу жизнь! А начать можно с произведений Петра Ильича Чайковского.
– Но есть случаи, когда люди берут кредит, чтобы попасть на концерт любимого исполнителя. И это – несмотря на кризис! Потребность в искусстве и в том утешении, которое оно даёт, очень велика. Значит, всё дело только в привычке слушать одну музыку, а не другую?
На мой взгляд, в последние годы в Новосибирске мы видим очень хорошую тенденцию – растёт интерес к академической музыке: концерты, фестивали, музыкальные конкурсы пользуются интересом у публики.
Ещё одна тенденция (и я думаю, что она связана с первой) – это возродившийся интерес к музыкальному образованию детей. Вы знаете, что в Советском Союзе считалось «хорошим тоном» обучать своего ребёнка игре на фортепиано, скрипке или другом музыкальном инструменте. Затем был период спада. И вот сегодня мы снова видим очереди на запись детей в музыкальную школу. Это не может не радовать нас, профессиональных музыкантов.
Как музыкант-педагог я хотела бы отметить, что в последние годы появилось большое количество удивительно одарённых детей, которые уже в возрасте 6–7–8 лет проявляют яркие способности в музыке. Может быть, именно эти дети составят основу русского исполнительского искусства в будущем.